По силам – любая преграда
Как правильно делать «булинь», «грейпвайн» и «двойной проводник», продемонстрировали участники первенства Белорусской железной дороги по туристcко-прикладному многоборью.
В течение трех дней на базе детского оздоровительного лагеря «Магистраль» под Витебском в различных техниках туризма состязались самые опытные, сильные и ловкие спортсмены из всех отделений. Команды состояли из 10 человек – мужчин и женщин.
В программе соревнований – пять дисциплин: спортивное ориентирование, велосипедный, пешеходный и водный туризм, а также комбинированная эстафета. Новичков здесь не было: в каждой сборной выступали хорошо подготовленные железнодорожники, одним из увлечений которых является туризм.
Началось первенство с фигурного вождения велосипеда. На асфальтированной площадке и песчаном грунте были расставлены деревянные бруски в виде коридора, круга, восьмерки, зигзага, змейки, колеи и кольца. Задача участника – объехать их на велосипеде, при этом не задеть. За каждый сбитый колесом брусок – штрафные баллы. С этим заданием достойно справились дежурный по станции Орша Елена Пиотух, которая проехала дистанцию за 1,27 мин., и администратор КСЦ Брестского отделения Геннадий Блошук, отставший от победительницы лишь на секунду. Он, кстати, является мастером велосипедного спорта.
– Велоспортом занимаюсь сорок лет – это моя стихия, – рассказал после заезда Геннадий Павлович. – Начал тренироваться еще в школе в 1977 году, а в 1980-м участвовал в чемпионате СССР. Потом были и другие соревнования союзного значения, а также областные состязания и чемпионаты Беларуси.
В 2015 году вместе с другими железнодорожниками, в том числе директором КСЦ Витебского отделения Сергеем Козловым (тоже мастером по велоспорту), отправился в велопробег по маршруту Брест – Волгоград, который был посвящен 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проехали тогда более 1000 км – впечатления самые лучшие. Приятно, что и на этом первенстве профессиональный уровень участников очень высокий.
В технике велотуризма лучший результат продемонстрировала тройка Могилевского отделения. Приемщик вагонов Могилевского вагонного депо Владимир Рудников, его коллега, оператор станков с ЧПУ Елена Бабицкая и плотник Могилевской дистанции гражданских сооружений Виктор Терешко в сумме выполнили задание за 6 мин. 6 сек. Они всего на 12 сек. опередили команду Витебского отделения и на 23 секунды – трио Минского.
– Я когда-то занимался современным пятиборьем – плаванием, стрельбой, бегом, конным спортом и фехтованием, а сейчас больше внимания уделяю велосипеду, – рассказал Владимир Рудников. – В сезон проезжаю около 7 тыс. километров. В этом году участвовал в любительском чемпионате Беларуси по кросс-кантри, который стал для меня хорошей подготовкой к нынешним соревнованиям. В Могилеве являюсь одним из организаторов велоклуба, в котором более 1500 человек, в том числе и железнодорожники.
Не менее захватывающим было состязание по спортивному ориентированию в темное время суток. Команды в составе четырех человек, вооружившихся картой, фонариком и компасом, преодолевали дистанцию около 6 км по пересеченной местности. Не сбиться с курса и правильно сориентироваться в темноте – непростая задача. Быстрее всех с ней справился квартет спортсменов Минского отделения – за 50 мин. 27 сек. В его составе выступали машинист-инструктор Алексей Осипов, начальник станции Минск-Южный Артем Белюсев, электромеханик станции Минск-Пассажирский Виталий Марков и ведущий инженер службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Ирина Казакевич. На втором месте – представители Витебского отделения (55 мин. 30 сек.), третье заняли могилевчане (более 1 часа).
Самым продолжительным по времени, а потому наиболее сложным, оказался третий этап – техника пешеходного туризма. Для команд из шести человек подготовили семь этапов. Общая длина дистанции оказалась внушительной – более 6 км. Участники переправлялись через водную преграду по бревну, вязали узлы «грейпвайн», «булинь» и «двойной проводник», выполняли задания «гать», «носилки», «линия».
Выяснилось, что самые опытные туристы работают в Витебском отделении – они значительно опередили другие команды. С результатом 1 час 42 мин. 50 сек. они при этом получили меньше всего штрафных баллов.
В эту сборную вошли мастера спорта по туристско-прикладному многоборью – заместитель начальника КСЦ Дмитрий Раздробенко и инструктор-методист КСЦ Наталья Осипук, которые вели команду за собой. В четвертый раз участвовал в первенстве их коллега – инженер ИВЦ Алексей Пушкарев, которому и в этот раз сопутствовал успех.
Вторыми в пешеходном туризме закончили состязание представители Могилевского отделения (2 часа 10 мин. 35 сек.). На третьем месте – команда Минского отделения, у которой разрыв по времени с серебряными призерами составил менее 4 мин.
Затем спортсмены приступили к «водным» упражнениям – демонстрировали навыки управления байдаркой во время прохождения импровизированных «ворот» на реке. За отделения выступали два экипажа – мужской и смешанный (мужчина и женщина). На этом этапе отличились могилевчане: первым на финише оказался дуэт в составе дорожного мастера Дмитрия Яденкова и слесаря вагонного депо Владимира Клыковского (3 мин. 17 сек.). Их коллеги по команде – инструктор-методист КСЦ Инна Гогорева и плотник дистанции гражданских сооружений Виктор Терешко тоже показали отличное время – 3 мин. 22 сек. Второе место в байдарочном конкурсе у представителей Минского отделения, третье –
у витебчан.

Представители команды Могилевского отделения Владимир Рудников и Елена Бабицкая перед этапом по фигурному вождению велосипеда
По итогам двух дней определились претенденты на победу – Минское, Витебское и Могилевское отделения. Все решалось на заключительном этапе – в комбинированной эстафете. Она сочетала элементы всех предыдущих состязаний. Победу в ней праздновали минчане, на втором месте – витебчане, на третьем – гомельчане.
– Наша команда сплоченная, многие посещают клуб спортивного ориентирования. Технически грамотно выступали братья Роман и Станислав Прусовы, Артем Белюсев, Ирина Макей, Ирина Казакевич, Елена и Игорь Пиотухи, Виталий Марков, Алексей Осипов и Алексей Корсак, – отметил ее представитель Владимир Волчкевич. – В этом году минчане однозначно лучше подготовились.
При подведении итогов первенства команды Минского и Витебского отделений набрали равное количество очков. Главный судья – судья национальной категории Василий Виноградов определил: побеждает та команда, которая лучше справилась с заданиями по технике пешеходного туризма. На этом этапе витебчане были первыми, поэтому они победили по итогам всего первенства (кстати, эта сборная лидировала и в прошлом году). Большой вклад в общую копилку внесли директор КСЦ Витебского отделения Сергей Козлов, который выступал в велосипедном, водном туризме и комбинированной эстафете, а также машинист Юрий Лычков – он продемонстрировал отличные результаты в спортивном ориентировании.
Серебряным призером соревнований стала команда Минского отделения, замкнули тройку лучших представители Могилевского.
Участников наградили медалями, а команды-призеры – дипломами и кубками.
Юрий ФЕДОРЕНКО