Судьба дороги – судьба людей

Чествование трудовых династий магистрали прошло в Лидском Доме культуры железнодорожников.

Председатель Организации ветеранов дороги Сергей Гоголев поздравляет династию Соколовских из Лидской дистанции пети

На мероприятии под названием «Судьба дороги в судьбе людей» отдали дань уважения представителям всех трудовых поколений – от тех, кто стоял у истоков строительства первых ветвей Белорусской железной дороги, до тех, кто сегодня вносит свой вклад в ее развитие.
В Доме культуры железнодорожников собрались представители трех десятков династий со всех отделений дороги. Это люди разных поколений
и профессий: родители и дети, деды и внуки, машинисты и путейцы, электромонтеры и инженеры. Всех их связывает общее дело, которому они посвятили не одно десятилетие – труд на Белорусской железной дороге. Нередко несколько поколений продолжают работать на одном и том же предприятии.
В фойе ДКЖ организовали выставку «Семейная реликвия». Среди приглашенных – семья Плахотнюков: Юрий Григорьевич, который много лет трудился машинистом в локомотивном депо Лида, пришел с сыновьями Михаилом и Виталием – сегодня они продолжают его дело на этом же предприятии. Супруга Юрия Григорьевича также железнодорожница – Анна Владимировна несколько десятков лет работала в Лидской дистанции пути.

Представители одной из самых многочисленных династий — Михаила Латушко с сыновьями Романом и Степаном из Борисовской дистанции пути

– Сведения о нашей трудовой династии мы собирали длительное время, – говорит Анна Владимировна, демонстрируя выставленные документы и семейные фотографии. – Ее основатели – Лидия Константиновна и Григорий Максимович Плахотнюки, которых уже нет в живых. Трудовой путь они начинали в России, на станции Зима. Во время Великой Отечественной переехали в Молодечно, затем обосновались в Лиде. Григорий Максимович, почетный железнодорожник, долгое время возглавлял Лидскую дистанцию пути. Их дело продолжил мой муж, а потом и сыновья. Для семьи такая память очень важна. Приятно, что нашими трудовыми традициями и семейной историей можно поделиться с представителями других династий на таком замечательном мероприятии.
Приветствуя участников, председатель Объединенной отраслевой профсоюзной организации железнодорожников и транспортных строителей Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций Валерий Стромук отметил, что на Белорусской сегодня работают представители 411 трудовых династий, которые своим примером повышают престиж железнодорожных профессий, содействуют возрождению, сохранению и развитию семейных традиций.
Далее на сцену поднимались представители трудовых династий всех отделений, объединенные по пяти различным номинациям. Действие сопровождалось видеороликами о каждой семье «Наша биография». Яркий пример многочисленной династии – семья Корниловых из Могилевского отделения, в которой на магистрали трудились пять поколений и почти два десятка ее представителей. Их общий стаж – 401 год! Основатель династии Дмитрий Иванович Корнилов работал старшим машинистом Брянского паровозостроительного завода более 40 лет. Во время перегона паровозов на Китайско-Восточную железную дорогу он погиб. Продолжил дело отца сын Авраам Дмитриевич. Начинал на том же заводе, затем переехал в Беларусь, где трудился старшим машинистом железнодорожной водокачки на станции Быхов. Сегодня его потомки работают на различных предприятиях Могилевского отделения.
Общий трудовой стаж династии Мазюк из Барановичского отделения еще более внушительный – 410 лет! Его «наработали» 4 поколения и 16 ее представителей. Примечательно, что семь из них в настоящее время трудятся на Белорусской железной дороге, причем все – в Волковысской дистанции пути. Это три внука и четыре правнука основателя династии Иосифа Иосифовича Мазюка. В 1916 году он пришел на железную дорогу путевым рабочим. Затем его дело продолжили дети – Станислав, Янина, Бронислав, Иван, Данута и Ядвига.
Во многих семьях из поколения в поколение отдавали предпочтение одной специальности. Особенностью династии Луговцовых из Могилевского отделения стала как раз преданность одной профессии. Все четыре поколения трудились в локомотивном хозяйстве, все – машинисты. Общий стаж работы четырех представителей этой династии составляет более 100 лет.
Немало среди собравшихся было и тех, кто имеет государственные и отраслевые награды, некоторые в свое время избирались депутатами в законодательные органы власти. В семье Ширченко из Лунинецкой дистанции пути два почетных железнодорожника и четыре отличника Белорусской железной дороги. Общий трудовой стаж этой семьи – 339 лет. Ее глава Николай Михайлович, имевший всего три класса образования, с 1917-го по 1941 год работал путевым обходчиком Калинковичской дистанции пути. Еще до Великой Отечественной был награжден орденом Ленина и знаком «Почетному железнодорожнику». В годы войны его расстреляли немцы. Продолжили дело служения магистрали дети, внуки и правнуки…
Среди династий, где каждый ее представитель имеет продолжительный трудовой стаж на дороге, – семья Соколовских из Лидской дистанции пути. Все мужчины трех поколений трудились и продолжают работать на одном предприятии. Стаж главы династии Ивана Павловича, который занимал должность монтера пути, – 37 лет (с 1949 по 1986 г.). Два его сына – Петр и Иван – начали трудовой путь в 1973-м и 1975 годах и более чем на четыре десятилетия каждый из них связал свою жизнь с железной дорогой. Младший представитель династии – Сергей Соколовский – сейчас заместитель начальника дистанции, на предприятии работает 10 лет.
– Сведения о нашей семье собирает и хранит мой отец, – говорит Сергей Соколовский. – У него несколько десятков фотографий, служебные удостоверения, другие документы. Хорошо, что есть такие мероприятия, где можно пообщаться с представителями других династий, узнать, как они собирали свои семейные архивы, услышать истории других семей. Приятно, что чествования проводятся в различных городах, и что на этот раз все собрались в нашем узле.
Мероприятие завершилось концертной программой, подготовленной творческими коллективами КСЦ Барановичского отделения. Перед гостями выступили народный ансамбль народной песни и музыки «Прымакі» и «Ретро-ансамбль», а также солисты и представители трудовых династий. Затем гости и участники чествования отправились на обзорную экскурсию по Лиде с посещением Лидского замка.

Елена КРАВЕЦ