Службу несут огнеборцы

Получив от дежурного по Гомельскому отделению приказ на выезд, начальник караула поднимает боевой расчет по тревоге. Подготовка поезда к работе занимает не более получаса, и спасатели-пожарные отправляются в путь. Такой алгоритм действий дежурная смена повторяет каждый день, правда, только в теории. Впрочем, при необходимости эта команда покажет высокий класс.

Спасатели-пожарные Сергей Шевко и Кирилл Пашковский, начальник караула Александр Садовский отрабатывают норматив по накладыванию на цистерну бокового пластыря для заделки трещин

Неслучайно пожарный аварийно-спасательный поезд на станции Калинковичи признан лучшим в дорожном конкурсе-смотре боеготовности подразделений. Нынешний год выдался относительно спокойным. выезжать на ликвидацию аварийно-пожарных ситуаций калинковичскому подразделению приходилось всего два раза: в мае горела растительность в полосе отвода возле станции Калинковичи и на перегоне Горочичи – Юшки.
Чтобы постичь все тонкости одной из самых опасных профессий и познакомиться с дружным коллективом поезда, отправляемся с его начальником Александром Мазановичем на экскурсию по вверенному ему хозяйству.
Первый пункт – «сердце» поезда, вагон-насосная станция, предназначенная для тушения пожаров. В арсенале калинковичских спасателей она появилась два года назад. Изготовлена на Гомельском вагоностроительном заводе и оснащена современными средствами пожаротушения, обладает рядом инноваций, которые повышают боеготовность ПАСП.
Внутри вагон похож на пожарный мини-центр. Основное место в нем занимают две стационарные пожарные установки СПУ-40/100, предназначенные для подачи воды. Также здесь хранятся пожарные стволы, рукава, аппараты для защиты органов дыхания, баллоны со сжатым воздухом, комплекты боевой одежды. В углу находится небольшая по размеру, но очень значимая установка комбинированного тушения «Пурга-30». При включении на максимальное давление струя бьет на 45 метров. Расход пенообразователя – 108 литров в минуту. Этого хватит, чтобы в течение нескольких минут обдать пеной горящий вагон, сбить пламя с разлившихся нефтепродуктов.
Часть вагона отведена под штабное отделение – там размещается личный состав, находятся комнаты отдыха и приема пищи, санузел. Здесь установлен мощный котел отопления, а также генератор электроэнергии, позволяющий поезду работать в автономном режиме при выезде на дальние расстояния.
– Основные наши задачи – тушение пожаров и ликвидация аварий с опасными грузами на объектах железнодорожного транспорта и в подвижном составе, – рассказывает Александр Мазанович. – Однако при необходимости мы оказываем помощь подразделениям городских частей МЧС.
В составе поезда имеются две отапливаемые цистерны-водохранилища водоизмещением 110 тонн. Для сравнения: обычная автомобильная цистерна рассчитана на 2,3 тонны.
ПАСП на станции Калинковичи располагает шестью единицами специального подвижного состава. Есть все необходимое и для устранения утечки, сбора и перекачки опасных грузов. В состав включены порожняя цистерна объемом 120 тонн и вагон-нейтрализатор с веществами для каждого конкретного аварийного случая. В вагоне-насосной станции для ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены дизель-генератор и три электрических насоса для перекачки светлых, темных нефтепродуктов и агрессивных жидкостей. Есть переносной перистальтический насос ELRO серии МL 300, способный перекачивать любой вид опасных веществ, перевозимых по железной дороге.
На стеллажах в армейском порядке разложены технические средства защиты, приспособления для устранения течей котлов цистерн. В наличии и специальные костюмы, в которых можно работать даже в контакте с кислотами. На посту газодымозащитной службы хранятся баллоны со сжатым воздухом, маски, защитные костюмы на случай работы при сильном задымлении. Столь важное оборудование проверяют каждую смену.

Начальник ПАСП на станции Калинковичи Александр Мазанович проводит итоги отработки нормативов личного состава

В штабном отделении вагона звенящая тишина. Отсутствует и радио. Но даже когда нет вызова на ликвидацию аварийной ситуации, смене скучать не приходится – дежурство расписано по минутам.
Расчет в составе четырех человек заступает на службу в 8:00. Каждый спасатель-пожарный имеет личный номер и индивидуальные обязанности при проверке пожарной и специальной техники поезда и подготовке его к выезду с места дислокации.
В 14:00 приступают к отработке нормативов по пожарно-строевой подготовке. Начальник караула Александр Садовский моделирует условную аварийную ситуацию: в цистерне с нефтепродуктами пробит котел, что вызвало разлив дизтоплива на пути. Возникла угроза возгорания.
– Надеваем комплект боевой одежды спасателя, затем создаем пенную подушку вокруг цистерны и накладываем боковой пластырь для заделки трещин, – описывает порядок действий спасатель-пожарный Сергей Шевко и вместе с коллегами наглядно демонстрирует процесс.
В течение минуты на «ране» цистерны появляется уплотнительная подушка. Далее огнеборцы, согласно требованиям, должны провести перекачку легковоспламеняющего груза в порожнюю цистерну. За какой промежуток времени необходимо одеть полукомбинезон, куртку, пояс и каску и при этом соблюсти все требования? Не задумываясь, спасатель-пожарный Кирилл Пашковский отвечает, что максимум за 45 секунд. Один из основных нормативов парень знает на «отлично». Это помогает не только в работе, но и в профессиональных состязаниях. Два года подряд на дорожном конкурсе «Лучший по профессии» среди спасателей-пожарных он занимает призовые места. К слову, его личный рекорд по боевой экипировке – 24 секунды.

Начальник караула Александр Садовский и спасатель-пожарный Сергей Шевко надевают комплект боевой одежды

По своему оснащению пожарной техникой и тактико-техническим характеристикам ПАСП на станции Калинковичи относится к первой категории и готов в любой момент отправиться на ликвидацию аварийно-опасных ситуаций. Но главная сила – это работники пожарного поезда. Профессионализм и опыт калинковичские спасатели-пожарные регулярно подтверждают не только в ходе оперативно-тактических учений, но и каждый день.
Начальник поезда Александр Мазанович вспоминает непривычно жаркое для Беларуси лето 2015 года. Тогда команде в прямом смысле приходилось идти в огонь. В июне пожар охватил территорию примерно 10 га рядом со станциями Копцевичи и Старушки.
В августе полыхала трава возле Калинковичей, а в сентябре загорелся торфяник на перегоне между станциями Калинковичи-Южные и Пхов. Во всех случаях расчеты ПАСП станции Калинковичи действовали слаженно и профессионально.
Команда поезда в посменном режиме несет круглосуточную вахту. В зоне облуживания – участок протяженностью 273 километра, на котором расположены 28 станций, 16 остановочных пунктов от Калинковичей до станций Василевичи, Словечно, Светлогорск-на-Березине, Житковичи.
Всего в штате 21 человек, и все – мужчины. У каждого большой стаж работы. Например, за плечами начальника поезда Александра Мазановича – 23 года службы в органах МЧС. Последние шесть лет возглавляет ПАСП на станции Калинковичи. Много лет бок о бок работают начальник караула Николай Тарасюк, спасатели-пожарные Андрей Пырх, Юрий Арачевский, Сергей Бабына, Михаил Чопик, Анатолий Киселев, Юрий Смыкалов.
Лучший спасатель-пожарный на Белорусской магистрали Кирилл Пашковский трудится здесь восьмой год. Вместе с ним в смене несут вахту опытнейшие работники подразделения. За 25 лет службы начальник караула Александр Садовский ликвидировал десятки различных аварий с опасными грузами. До сих пор в памяти чрезвычайное происшествие возле станции Юшки, где горела нефтебаза.

Осветительная установка освещает место аварии даже в кромешной темноте

– Это ЧП стало моим боевым крещением, – вспоминает собеседник. – Меня тогда только назначили начальником караула. Поэтому я волновался, справлюсь ли со своей задачей в такой масштабной аварии. Ситуация осложнялась тем, что доступа к очагу возгорания практически не было. Из-за высокой температуры проводить тушение было сложно. Но мы укротили вышедший из-под контроля огонь.
Больше 18 лет трудится в подразделении спасатель-пожарный Сергей Шевко.
– Наша профессия для тех, кто не боится сложностей и готов рисковать жизнью ради других, – уверен Сергей Александрович и добавляет, что в рядах спасателей-пожарных случайных людей нет. – Был в моей практике случай, когда при тушении торфяника я по пояс ушел в него. Напарники в считанные секунды вытащили меня на поверхность. Даже не успел осознать, что произошло. Мы – одна команда, и каждый знает, что при необходимости любой подставит плечо и придет на помощь в борьбе с огненной стихией.
Как говорят сами огнеборцы, «лучший пожар – тот, который не случился». Но ПАСП на станции Калинковичи всегда находится в боевой готовности – пожарно-техническое вооружение проверено, инструктаж пройден. Есть у них и своя традиция – при смене дежурства всегда желают друг другу «сухих рукавов».

Лидия СЕРГЕЕВА