Службу несут огнеборцы
Получив от дежурного по Гомельскому отделению приказ на выезд, начальник караула поднимает боевой расчет по тревоге. Подготовка поезда к работе занимает не более получаса, и спасатели-пожарные отправляются в путь. Такой алгоритм действий дежурная смена повторяет каждый день, правда, только в теории. Впрочем, при необходимости эта команда покажет высокий класс.
Неслучайно пожарный аварийно-спасательный поезд на станции Калинковичи признан лучшим в дорожном конкурсе-смотре боеготовности подразделений. Нынешний год выдался относительно спокойным. выезжать на ликвидацию аварийно-пожарных ситуаций калинковичскому подразделению приходилось всего два раза: в мае горела растительность в полосе отвода возле станции Калинковичи и на перегоне Горочичи – Юшки.
Чтобы постичь все тонкости одной из самых опасных профессий и познакомиться с дружным коллективом поезда, отправляемся с его начальником Александром Мазановичем на экскурсию по вверенному ему хозяйству.
Первый пункт – «сердце» поезда, вагон-насосная станция, предназначенная для тушения пожаров. В арсенале калинковичских спасателей она появилась два года назад. Изготовлена на Гомельском вагоностроительном заводе и оснащена современными средствами пожаротушения, обладает рядом инноваций, которые повышают боеготовность ПАСП.
Внутри вагон похож на пожарный мини-центр. Основное место в нем занимают две стационарные пожарные установки СПУ-40/100, предназначенные для подачи воды. Также здесь хранятся пожарные стволы, рукава, аппараты для защиты органов дыхания, баллоны со сжатым воздухом, комплекты боевой одежды. В углу находится небольшая по размеру, но очень значимая установка комбинированного тушения «Пурга-30». При включении на максимальное давление струя бьет на 45 метров. Расход пенообразователя – 108 литров в минуту. Этого хватит, чтобы в течение нескольких минут обдать пеной горящий вагон, сбить пламя с разлившихся нефтепродуктов.
Часть вагона отведена под штабное отделение – там размещается личный состав, находятся комнаты отдыха и приема пищи, санузел. Здесь установлен мощный котел отопления, а также генератор электроэнергии, позволяющий поезду работать в автономном режиме при выезде на дальние расстояния.
– Основные наши задачи – тушение пожаров и ликвидация аварий с опасными грузами на объектах железнодорожного транспорта и в подвижном составе, – рассказывает Александр Мазанович. – Однако при необходимости мы оказываем помощь подразделениям городских частей МЧС.
В составе поезда имеются две отапливаемые цистерны-водохранилища водоизмещением 110 тонн. Для сравнения: обычная автомобильная цистерна рассчитана на 2,3 тонны.
ПАСП на станции Калинковичи располагает шестью единицами специального подвижного состава. Есть все необходимое и для устранения утечки, сбора и перекачки опасных грузов. В состав включены порожняя цистерна объемом 120 тонн и вагон-нейтрализатор с веществами для каждого конкретного аварийного случая. В вагоне-насосной станции для ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены дизель-генератор и три электрических насоса для перекачки светлых, темных нефтепродуктов и агрессивных жидкостей. Есть переносной перистальтический насос ELRO серии МL 300, способный перекачивать любой вид опасных веществ, перевозимых по железной дороге.
На стеллажах в армейском порядке разложены технические средства защиты, приспособления для устранения течей котлов цистерн. В наличии и специальные костюмы, в которых можно работать даже в контакте с кислотами. На посту газодымозащитной службы хранятся баллоны со сжатым воздухом, маски, защитные костюмы на случай работы при сильном задымлении. Столь важное оборудование проверяют каждую смену.
В штабном отделении вагона звенящая тишина. Отсутствует и радио. Но даже когда нет вызова на ликвидацию аварийной ситуации, смене скучать не приходится – дежурство расписано по минутам.
Расчет в составе четырех человек заступает на службу в 8:00. Каждый спасатель-пожарный имеет личный номер и индивидуальные обязанности при проверке пожарной и специальной техники поезда и подготовке его к выезду с места дислокации.
В 14:00 приступают к отработке нормативов по пожарно-строевой подготовке. Начальник караула Александр Садовский моделирует условную аварийную ситуацию: в цистерне с нефтепродуктами пробит котел, что вызвало разлив дизтоплива на пути. Возникла угроза возгорания.
– Надеваем комплект боевой одежды спасателя, затем создаем пенную подушку вокруг цистерны и накладываем боковой пластырь для заделки трещин, – описывает порядок действий спасатель-пожарный Сергей Шевко и вместе с коллегами наглядно демонстрирует процесс.
В течение минуты на «ране» цистерны появляется уплотнительная подушка. Далее огнеборцы, согласно требованиям, должны провести перекачку легковоспламеняющего груза в порожнюю цистерну. За какой промежуток времени необходимо одеть полукомбинезон, куртку, пояс и каску и при этом соблюсти все требования? Не задумываясь, спасатель-пожарный Кирилл Пашковский отвечает, что максимум за 45 секунд. Один из основных нормативов парень знает на «отлично». Это помогает не только в работе, но и в профессиональных состязаниях. Два года подряд на дорожном конкурсе «Лучший по профессии» среди спасателей-пожарных он занимает призовые места. К слову, его личный рекорд по боевой экипировке – 24 секунды.
По своему оснащению пожарной техникой и тактико-техническим характеристикам ПАСП на станции Калинковичи относится к первой категории и готов в любой момент отправиться на ликвидацию аварийно-опасных ситуаций. Но главная сила – это работники пожарного поезда. Профессионализм и опыт калинковичские спасатели-пожарные регулярно подтверждают не только в ходе оперативно-тактических учений, но и каждый день.
Начальник поезда Александр Мазанович вспоминает непривычно жаркое для Беларуси лето 2015 года. Тогда команде в прямом смысле приходилось идти в огонь. В июне пожар охватил территорию примерно 10 га рядом со станциями Копцевичи и Старушки.
В августе полыхала трава возле Калинковичей, а в сентябре загорелся торфяник на перегоне между станциями Калинковичи-Южные и Пхов. Во всех случаях расчеты ПАСП станции Калинковичи действовали слаженно и профессионально.
Команда поезда в посменном режиме несет круглосуточную вахту. В зоне облуживания – участок протяженностью 273 километра, на котором расположены 28 станций, 16 остановочных пунктов от Калинковичей до станций Василевичи, Словечно, Светлогорск-на-Березине, Житковичи.
Всего в штате 21 человек, и все – мужчины. У каждого большой стаж работы. Например, за плечами начальника поезда Александра Мазановича – 23 года службы в органах МЧС. Последние шесть лет возглавляет ПАСП на станции Калинковичи. Много лет бок о бок работают начальник караула Николай Тарасюк, спасатели-пожарные Андрей Пырх, Юрий Арачевский, Сергей Бабына, Михаил Чопик, Анатолий Киселев, Юрий Смыкалов.
Лучший спасатель-пожарный на Белорусской магистрали Кирилл Пашковский трудится здесь восьмой год. Вместе с ним в смене несут вахту опытнейшие работники подразделения. За 25 лет службы начальник караула Александр Садовский ликвидировал десятки различных аварий с опасными грузами. До сих пор в памяти чрезвычайное происшествие возле станции Юшки, где горела нефтебаза.
– Это ЧП стало моим боевым крещением, – вспоминает собеседник. – Меня тогда только назначили начальником караула. Поэтому я волновался, справлюсь ли со своей задачей в такой масштабной аварии. Ситуация осложнялась тем, что доступа к очагу возгорания практически не было. Из-за высокой температуры проводить тушение было сложно. Но мы укротили вышедший из-под контроля огонь.
Больше 18 лет трудится в подразделении спасатель-пожарный Сергей Шевко.
– Наша профессия для тех, кто не боится сложностей и готов рисковать жизнью ради других, – уверен Сергей Александрович и добавляет, что в рядах спасателей-пожарных случайных людей нет. – Был в моей практике случай, когда при тушении торфяника я по пояс ушел в него. Напарники в считанные секунды вытащили меня на поверхность. Даже не успел осознать, что произошло. Мы – одна команда, и каждый знает, что при необходимости любой подставит плечо и придет на помощь в борьбе с огненной стихией.
Как говорят сами огнеборцы, «лучший пожар – тот, который не случился». Но ПАСП на станции Калинковичи всегда находится в боевой готовности – пожарно-техническое вооружение проверено, инструктаж пройден. Есть у них и своя традиция – при смене дежурства всегда желают друг другу «сухих рукавов».
Лидия СЕРГЕЕВА