Апрель
Пн
19
2021

На службе – четверть века

В нашей стране этот профессиональный праздник отмечают ежегодно. А в нынешнем он совпал со знаковым событием, оказавшим существенное влияние на все аспекты развития общества, – 25-летием создания национальной системы стандартизации Республики Беларусь. Эту дату отметят и в профильной службе Управления Белорусской магистрали, специалисты которой принимали активное участие в процессах формирования отраслевой стандартизации, ее становления и развития на современном этапе.

Сегодня система технического регулирования на Белорусской магистрали полностью сформирована и обеспечивает общие принципы работы в рамках действующего законодательства Республики Беларусь, учитывает сложившиеся традиции и передовую практику в данной области как на национальном уровне, так и с учетом международных и европейских норм.
Ключевая задача развития железнодорожного транспорта, строительства и модернизации инфраструктуры, подвижного состава – это безопасность пассажиров. Для реализации данных функций на Белорусской магистрали (с учетом ее участия в интеграционных объединениях) развивается система технического регулирования, включающая в себя элементы технического нормирования, стандартизации и метрологии. Период ее активного формирования пришелся на 90-е годы прошлого века, когда был создан Дорожный центр стандартизации и метрологии.

Сохраняя единство

Вспоминает ветеран-железнодорожник Владимир Воробей. Его стаж работы на Белорусской магистрали около 40 лет. С 1974-го возглавлял группу метрологии при службе сигнализации и связи, которая со временем стала Дорожной группой метрологии, затем была преобразована в Дорожный центр метрологии, а позже в Дорожный центр стандартизации и метрологии (ДЦСМ). Сегодня это служба стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, которой Владимир Иосифович руководил с 2009-го по 2015 год:
– В советское время применялись обязательные государственные и отраслевые стандарты (ГОСТы и ОСТы), где закладывались все параметры, которым должна была соответствовать продукция, начиная от ее безопасности и заканчивая качественными характеристиками. Также на железных дорогах МПС СССР действовало свыше 4 тыс. нормативных документов в виде приказов, правил, инструкций, руководящих документов, которые обеспечивали единство работы и формирование требований по безопасности всей сети железных дорог. После распада СССР его преемником стала Россия и уже МПС РФ начало пересмотр и обновление фонда нормативных отраслевых документов. С отменой в РФ они автоматически теряли силу и у нас, их актуализация не проводилась. Связи между республиками нарушились, в том числе и в области стандартизации. Поэтому свою систему пришлось создавать заново.
Задачи стандартизации того перио-да реализовывал ДЦСМ. С 1992-го во всех производственных подразделениях магистрали постепенно формировалась собственная база нормативных документов, были разработаны и внедрены основополагающие стандарты по осуществлению деятельности в сфере стандартизации на Белорусской железной дороге. В 2001 году мы вступили в Межгосударственный технический комитет по стандартизации в области безопасности, ремонта и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта и предоставляемых услуг (МТК 519). И с этого момента пошли по пути реализации принципов гармонизации технических требований и стандартов за счет участия в разработке ГОСТ, а также других нормативных документов в рамках МТК 519.
Мы разрабатывали необходимые технические нормативные документы в тесном сотрудничестве с профильными службами Управления, БелГУТом, Госстандартом, БелГИССом, Национальной академией наук, ведущими институтами страны. Процесс становления дорожной стандартизации шел параллельно с формированием национальной системы. Все это координировал Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Налаживая работу с зарубежными коллегами в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств, мы совместными усилиями активно пересматривали нормативную базу. Это позволило железнодорожникам сохранить на постсоветском пространстве единство перевозочного процесса и техническую совместимость инфраструктуры, несмотря на определенные противоречия, возникшие за прошедший период.
Расширение перечня задач, а также необходимость осуществлять свою деятельность в соответствии с политикой, проводимой Госстандартом Республики Беларусь в области технического регулирования, обусловило создание на магистрали в 2009 году службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством.

Времени веление

Вспоминает инженер-технолог Главного расчетного информационного центра Владимир Степук. С 1980-го по 1984 год Владимир Иванович был заместителем начальника технического отдела Управления дороги, с 1990-го работал заместителем главного инженера дороги – начальником технического отдела. После преобразования отдела в службу технической политики и инвестиций до 2005 года работал заместителем начальника этой службы:
– Будучи заместителем начальника технического отдела, я отвечал за вопросы комплексных систем управления качеством, метрологии и стандартизации.
С 1980 года началось мое многолетнее плодотворное сотрудничество с Владимиром Иосифовичем Воробьем, который в то время возглавлял группу стандартизации и метрологии, входящую в состав службы сигнализации и связи. Именно с нее начиналось становление дорожной системы метрологии и стандартизации.
Наше взаимодействие стало еще более продуктивным после моего назначения на должность заместителя главного инженера дороги – начальника техотдела. Мы с Владимиром Иосифовичем понимали, что в условиях непрерывного развития магистрали должна совершенствоваться и отраслевая стандартизация. Очевидно, что возможностей его небольшой профильной группы было уже недостаточно. Поэтому мы вышли с предложением к главному инженеру магистрали Владимиру Никитичу Борисюку о создании единой, централизованной, не зависящей от влияния других служб структуры – Дорожного центра стандартизации и метрологии (ДЦСМ). И в итоге смогли убедить руководство магистрали в необходимости данного шага, хотя сил на это ушло много. Помню, нам с Владимиром Иосифовичем даже пришлось выступать на коллегии Белстандарта, отчитываться по вопросам метрологии и стандартизации. Созданный при нашем участии центр стал базой, на которой со временем сформировалась самостоятельная служба. Я считаю это знаковым событием для дороги.
Сегодня трудно переоценить значение стандартизации. Ведь стандарты – как государственные, так и предприятий – лежат в основе качества выполняемых работ и оказываемых услуг. Без их соблюдения невозможно гарантировать безопасность, повышать уровень сервиса. Стоит также вспомнить, что системы менеджмента качества тоже построены на стандартах. Поэтому хотел бы особо подчеркнуть: развитие отраслевой стандартизации было требованием времени, необходимым условием эффективной работы Белорусской железной дороги, совершенствования предоставляемых ею услуг.

Нужные ориентиры

Вклад в развитие отраслевой стандартизации внесли и специалисты Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги.
Вспоминает ведущий инженер-конструктор Наталья Пацевич. С 2000-го по 2009 год она руководила отделом стандартизации и технической документации КТЦ:
– Наша деятельность в области стандартизации в те годы не была самоцелью. Она являлась необходимым условием для решения практических задач, для того, чтобы приступить к промышленному внедрению средств автоматизации, разработанных в КТЦ. Необходимо было доказать надежность и безопасность технических средств и программного обеспечения, а также разработать огромное количество технической и нормативной документации. Здесь и понадобились стандарты, как общий и беспрекословный ориентир, с которым не поспоришь.
Когда мы начинали, в КТЦ практически не было нормативной базы в области технического проектирования, на которую можно было бы опереться. Исходя из потребностей разработок, мы занялись созданием собственной библиотеки ТНПА и технической литературы. К 2009 году она уже насчитывала более тысячи актуализированных нормативных документов по самым разным направлениям деятельности КТЦ. Позже, с развитием информационных технологий были внедрены информационно-поисковые системы «Стандарт», «Стройдокумент». Созданы все условия для успешной и грамотной работы специалистов. В 2009 году эстафету подхватили специалисты, работающие сегодня в отделе технической документации КТЦ. Это начальник сектора стандартизации Ольга Анатольевна Пенязь и начальник сектора разработки технической документации Татьяна Сергеевна Глот под руководством начальника отдела Юрия Вячеславовича Аксенчика. Их трудом сегодня поддерживается высокая планка системы стандартизации КТЦ.

В едином ключе

– Сегодня система технического регулирования является одним из ключевых элементов интеграции железнодорожников, – отмечает руководитель службы стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством Владимир Фролов.
– В частности, значительным шагом в направлении установления единых требований стали разработанные совместно и вступившие в силу в Беларуси, России, Казахстане, Армении и Кыргызстане три технических регламента: «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011), «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
(ТР ТС 003/2011). Они содержат обязательные требования к продукции, процессам производства, правилам и формам оценки соответствия. Для исполнения технических регламентов применяются стандарты, которые разрабатываются с учетом международных и европейских норм, формируются перечни поддерживающих стандартов. Для выработки единой позиции в эту работу включены службы и подразделения дороги, предприятия промышленности, институты и организации по оценке соответствия.
Без установления четкого нормативно-технического поля, создания и внедрения стандартов невозможно обеспечить техническую совместимость инфраструктуры с подвижным составом, реализовать совместные проекты по развитию и модернизации железнодорожных линий, регулировать пользование совместного вагонного парка, выполнять условия эксплуатации с учетом внешних и климатических воздействий. На формирование системы технического регулирования оказывают существенное влияние: участие в международных транспортных организациях – Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), в состав которых входит Белорусская железная дорога, и деятельность Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт».
Развитию отраслевой стандартизации способствуют участие дороги в Некоммерческом партнерстве «Объединение производителей железнодорожной техники» и совместная рабочая группа с ОАО «Российские железные дороги» и АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» по разработке нормативной и технической документации для применения на железнодорожном транспорте общего пользования. Вступление Белорусской магистрали в эти структуры происходило на разных этапах ее истории и было направлено на реализацию определенных приоритетов и задач, в том числе на создание, применение и соблюдение единых технических, расчетных и эксплуатационных условий для железнодорожных перевозок.
В нынешнем году День стандартизации проходит под девизом «Стандарты способствуют созданию умных городов». Неоспоримые преимущества железнодорожного транспорта, такие, как точное соблюдение графика, скорость, всесезонность и экологичность, позволяют успешно интегрироваться в городскую среду. Это современный тренд, который реализуется и на Белорусской железной дороге. Ежегодно совершенствуется городская инфраструктура, вместе с ней – и железнодорожная, а также уровень предоставляемого магистралью сервиса. Внедрение с 2011 года нового формата пассажирских перевозок позволило провести обновление парка электропоездов, осуществить реконструкцию ряда вокзалов и остановочных пунктов, внедрить информационные технологии, улучшить сервис. Требования времени – повышение скоростей перевозок и комфорта пассажиров в пути – становятся приоритетом для конкурирования с альтернативными видами перевозок.
Говоря о ближайшей перспективе, стоит отметить, что особое внимание планируется уделить вопросам гармонизации требований к услугам по перевозке пассажиров и грузов, взаимодействию перевозчиков и потребителей транспортных услуг в рамках ЕАЭС, разработке единых стандартов в этой области. Также в центре внимания специалистов будут вопросы расширения участия Белорусской магистрали в деятельности международных организаций по стандартизации, повышения уровня гармонизации стандартов с международными и европейскими, подготовки единой нормативно-технической базы документов.

Digital Camera

Создавать, развивать, совершенствовать

– Основная задача отраслевой стандартизации – создание, развитие и поддержание в актуальном состоянии нормативной базы для обеспечения устойчивой работы железнодорожного транспорта, – подчеркивает начальник отдела службы стандартизации, метрологии сертификации и управления качеством Елена Силко.
По ее словам, сегодня на Белорусской магистрали специалистами дороги создан единый фонд стандартов СТП БЧ (их насчитывается 319), технических условий (210), а также более 300 нормативно-технических документов, устанавливающих требования к безопасности, организации работ и процессам по всем хозяйствам дороги.
Проводится единая политика в области технического нормирования и стандартизации. Для ее реализации на Белорусской магистрали ежегодно формируется План стандартизации, в соответствии с которым осуществляется разработка ТНПА, связанных с модернизацией инфраструктуры, обновлением парка подвижного состава, совершенствованием технологий перевозок пассажиров. При этом специалисты магистрали опираются на требования национальных и международных стандартов. Ежегодно на дороге разрабатывается (пересматривается) более 70 ТНПА и других нормативных документов. Так, в 2017 году разрабатывается (пересматривается) 74 ТНПА. За прошлый год и истекший период 2017-го на дороге разработаны и введены в действие 82 стандарта организации (с учетом изменений).
– На протяжении многих лет мы участвуем в создании стандартов в рамках государственной и межгосударственной стандартизации, – продолжает Елена Михайловна.
Совместно с Госстандартом и БелГИСС проводится обучение (повышение квалификации) специалистов дороги (работников служб и организаций), занимающихся вопросами технического нормирования и стандартизации. Свой уровень профильных знаний повышают около полусотни железнодорожников в год.

За высокие достижения в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством многие представители отрасли отмечены почетными грамотами и нагрудными знаками Госстандарта. Среди них – главный инженер Белорусской магистрали Валерий Шубадеров, бывший руководитель профильной службы Владимир Воробей, заместитель нынешнего руководителя данной службы Михаил Купраш, начальник отдела Елена Силко. В нынешнем году Почетной грамотой Госстандарта отмечен начальник Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги Михаил Федорцов – за значительный вклад в развитие стандартизации, метрологии и оценки соответствия на Белорусской железной дороге, разработку и внедрение программно-аппаратных комплексов и микропроцессорных систем.

Совершенствуется единая система информационного обеспечения работ в области технического нормирования и стандартизации, с актуализацией фонда ТНПА, позволяющая в составе электронных баз данных иметь официальные издания стандартов.
В целях реализации положений новой редакции Закона «О техническом нормировании и стандартизации» сегодня разрабатываются (пересматриваются) стандарты Белорусской железной дороги, которые устанавливают систему организации работ в этой области.

Инга
МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика