Январь
Вт
21
2025

Нашли свою дорогу

Династия Плахотнюк – это несколько поколений железнодорожников. Ее основатель трудился машинистом паровоза еще в царской России, а потомки продолжают его дело в путевом и локомотивном хозяйствах Белорусской магистрали.

Основатель династии Константин Иванович Шептунов, машинист паровоза

Свои истоки эта трудовая династия берет в Восточной Сибири. Ее родоначальником считают Константина Ивановича Шептунова – машиниста паровоза в депо на станции Зима, расположенной в одноименном сибирском городе в Иркутской области.
По стопам отца в паровозное депо пошли и все его дети. В том числе дочь Лидия, которая трудилась в отделе кадров, причем и в первые годы Великой Отечественной. А после освобождения Беларуси девушку направили на восстановление местной железнодорожной инфраструктуры.
Сюда же со станции Зима пришел и Григорий Плахотнюк. Молодой человек был уроженцем Винницкой области Украины. Его мать рано умерла, а отца сослали в Сибирь, куда вскоре переехали и сыновья. Так отец и его пятеро детей оказались в Иркутске. В 1937 году Григорий окончил местную школу военных техников железнодорожного транспорта, получив квалификацию техника-строителя железных дорог. Его направили на станцию Зима Восточно-Сибирской железной дороги.
В 1942-м перешел на должность смотрителя зданий и строительного мастера. Спустя год с небольшим его перевели помощником начальника дистанции пути по военной части. А в 1944 году откомандировали в распоряжение начальника Белостокской железной дороги.

Лидия и Григорий Плахотнюки с сыном Юрием

– В поездке из Иркутска в Беларусь Лидия и Григорий познакомились и разговорились, – рассказывает их невестка Анна Владимировна Плахотнюк. – Покидать родные дома и ехать в неизвестность не хотелось обоим.
Приехали в Гомель, а оттуда молодых людей направили в Молодечно, где с июля 1944 года Лидия Константиновна начала трудиться в местном локомотивном депо. А Григорий Максимович устроился техником в Молодечненскую дистанцию пути. Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей они принимали активное участие в восстановлении разрушенной железнодорожной инфраструктуры. Вскоре молодые люди поженились, родился сын Юрий.

Через некоторое время Григория Максимовича перевели на должность контролера-нормировщика, затем – смотрителя зданий в дистанции пути. Среди документов в семейном архиве хранится его характеристика: «Товарищ Плахотнюк в должности контрольного нормировщика проделал большую работу по восстановлению документации гражданских сооружений… В должности смотрителя зданий образцово организовал свой коллектив, который отличается высокой организованностью труда и систематически перевыполняет нормы. Добился образцового порядка в организации работ при высокой производительности труда, коллектив дал в первом квартале 1948 года 3720 руб. экономии. Тов. Плахотнюк по личной инициативе перевел свой коллектив на хозяйственный расчет. В общественной работе принимает активное участие как редактор стенной газеты».
В 1949 году Григорий Плахотнюк уехал на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1952-м. Вернулся в дистанцию пути, где работал в новой должности – заместителя начальника предприятия по искусственным сооружениям.

Юрий Григорьевич Плахотнюк

В 1955 году Григория Максимовича перевели в Лиду на должность заместителя начальника дистанции пути. А в 1961-м он возглавил коллектив предприятия и руководил им до ухода на заслуженный отдых в 1992 году.
Общий стаж Григория Максимовича на магистрали – 50 лет! Он кавалер ордена Трудового Красного Знамени, отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», имеет и множество профессиональных наград. В их числе – нагрудные знаки «Почетному железнодорожнику», «Отличный восстановитель», «Отличный путеец». В свое время он был членом горкома партии, депутатом Лидского городского Совета депутатов, членом парткома Лидского железнодорожного узла.
Его жена Лидия Константиновна после переезда в Лиду вместе с мужем трудилась в дистанции пути. Здесь она была бухгалтером. Всего на магистрали отработала 33 года. Оба супруга – работники прифронтовых участков железных дорог, ветераны Великой Отечественной войны.
– Все мы очень гордимся Григорием Максимовичем и Лидией Константиновной, – говорит их невестка Анна Владимировна. – Они прошли непростой путь. Добросовестно трудились, воспитали хорошую смену.

Их сын Юрий Григорьевич также связал свою жизнь с магистралью, причем от деда ему передалась тяга к локомотивам. В 1970 году он пришел работать в локомотивное депо Лида. Начинал слесарем, затем помощником машиниста. Параллельно получал образование в гомельском железнодорожном техникуме. Когда стал машинистом, работал вначале в грузовом движении, после водил дизель-поезда. Награжден знаком «Выдатны працаўнік Беларускай чыгункі».
Анна Владимировна, супруга Юрия Григорьевича, также железнодорожница.

Виталий Юрьевич Плахотнюк

– На станции Береза-Картузская в военное лихолетье работал мой отец. А в мирное время был кузнецом, – рассказывает историю своей семьи Анна Владимировна. – После школы я решила поступать в Брестский железнодорожный техникум. Когда я его окончила, меня распределили в Лидскую дистанцию пути. Здесь начинала техником.
Со своим будущим мужем Юрием Плахотнюком она познакомилась на городской танцплощадке.
– Поначалу и не знала, что это сын моего руководителя. Когда я пришла в дистанцию, ее возглавлял Григорий Максимович, отец Юрия, – признается Анна Владимировна. – Тем более, что будущий муж работал не на нашем предприятии, а в локомотивном депо.
Спустя некоторое время молодые люди поженились. В дистанции пути Анна Владимировна работала 39 лет: вначале инженером, позже инженером по труду и заработной плате.
Сейчас супруги на заслуженном отдыхе. Их свободное время заполнено дачными хлопотами. Григорий Максимович многое делает своими руками. Среди увлечений Анны Владимировны – разведение цветов.

Михаил Юрьевич Плахотнюк

Их сыновья продолжили семейную традицию. По примеру отца и прадеда они отдали предпочтение локомотивам. Сегодня трудятся в локомотивном депо Лида. Старший Михаил после службы в армии получил образование в БелГУТе, и уже 23 года работает машинистом в маневровом движении. Младший Виталий после окончания гомельского отраслевого колледжа 15 лет водит дизель-поезда. Михаил и Виталий – неоднократные победители конкурсов «Лучший по профессии». В их семьях подрастают сыновья Константин и Павел.
– Наши дети самостоятельно сделали выбор, – говорит Анна Владимировна. – Они видели, насколько непростой была работа их отца: его не было дома по выходным и праздникам, в ночное время. Тем не менее оба загорелись желанием стать машинистами. Мы с радостью приняли их выбор и гордимся сыновьями. Возможно, дождемся, когда нашу трудовую династию продолжат внуки.

Елена
КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика