Декабрь
Сб
05
2020

Только так: не пропустить брак

В локомотивном депо Витебск основные доведенные показатели выполняются с нарастающим итогом. И заданный темп здесь сбавлять не собираются: уже в следующем году планируют выполнить капитальный ремонт 20 секций тепловозов вместо сегодняшних восьми. На высокий результат работает каждый участок предприятия, в числе образцовых – по ремонту колесных пар и подшипников качения.

Его специалисты производят осмотр и ремонт подшипников буксовых узлов, тяговых электродвигателей и тяговых генераторов. Не пропустить ни один дефект, знать все тонкости и нюансы ремонта – перед командой этого подразделения стоит нелегкая задача, но профессионализм железнодорожников вкупе с богатым опытом гарантируют работу без брака. «Подход к должностным обязанностям – максимально ответственный и никак иначе, ведь каждый из нас осознает, что от качества проведенных операций напрямую зависит обеспечение безопасности движения поездов», – говорит мастер Виталий Еловой и знакомит с вверенным ему участком.
Витебские железнодорожники осуществляют ремонт колесных пар по обыкновенному освидетельствованию, без смены элементов. Другой вид ремонта – полное освидетельствование – выполняют молодечненские коллеги.
На данный участок колесная пара попадает после моечной машины. Слесари по ремонту подвижного состава ее разбирают, затем она обтачивается на станке. Важный этап – дефектоскопия, которая помогает понять, какой вид ремонта требуется для определенной колесной пары. Но особое внимание обязательно уделяется каждому элементу – от буксовых крышек, геометрические параметры которых обязательно нужно проверить, до шлифовки шеек оси на токарном станке и ремонта упругого зубчатого колеса. Он, по словам специалиста, требуется практически в 80 – 90% случаев.
Ремонт подшипников – труд для терпеливых: он включает в себя множество операций. Неслучайно для этого процесса отведено два отдельных помещения. В одном из них стоит моечная машина, которую, к слову, в прошлом году модернизировали собственными силами. Раньше моющий раствор подогревался до необходимой температуры исключительно от котельной, что требовало длительного времени. Теперь, после изменения системы подогрева, данная операция протекает значительно быстрее. К тому же в новом утепленном баке тепло держится гораздо дольше. А еще рационализаторы депо дополнительно оборудовали машину блоком электронного управления: мыть подшипники можно как в ручном, так и автоматическом режиме.

Слесарь по ремонту подвижного состава Игорь Шнин

После обмывки ревизия подшипников производится только слесарями 6-го разряда, определяется необходимый объем ремонта – Р-1 или Р-2. Первый, не предполагая разборку подшипника, включает в себя осмотр узла, замеры всех требуемых параметров, необходимую шлифовку, подбор колец.
– Ремонт в объеме Р-2 – особо ответственная работа, поэтому доверяем ее только слесарям самого высокого, 6-го разряда, – говорит Виталий Николаевич. – Подшипник разбирается полностью: все ролики извлекаются, остается только наружное кольцо. Ролики зашлифовываются, с помощью дефектоскопа проверяется их годность. У слесаря по ремонту подвижного состава всегда под рукой технологический запас колец, роликов, сепараторов. Важное условие при сборке подшипника – все детали должны быть одного завода-изготовителя.
К помещению, в котором идет ремонт данных узлов, – требования повышенные. К примеру, пол обрабатывается исключительно керосином, работает вытяжка, на стенах – плитка, а на столах – алюминиевое покрытие. «Готовые к работе подшипники руками не берем – только в перчатках, малейшая халатность – и это может стать причиной коррозии», – подключается к разговору слесарь по ремонту подвижного состава Игорь Шнин.
В локомотивном депо Витебск он с февраля 1988 года, большую часть времени трудится именно на этом участке. Игорю Ивановичу доверяют все виды самых сложных работ, а богатый опыт позволяет ему справляться с ними безукоризненно и в срок. Как замечает железнодорожник, в его профессии не обойтись без таких качеств, как внимательность и усидчивость. За несколько десятков лет, что трудится на участке Игорь Шнин, коллектив значительно обновился, но собеседник подчеркивает, что на хороших товарищей по цеху ему всегда везло – профессионалы, мастера своего дела. Согласен с коллегой и старожил участка Михаил Фадеев. Для него самого за 39 лет работы депо уже стало родным. К слову, в этом году он отмечен высокой отраслевой наградой – нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».
Коллектив участка небольшой – пять слесарей по ремонту подвижного состава и техник, но каждый, как замечает мастер Виталий Еловой, – высококлассный специалист. К тому же их компетентность раз в год проверяет внутридеповская комиссия. «Я всегда обращаю внимание подчиненных, что если есть сомнения в годности подшипника, лучше перепроверить еще раз, – говорит мастер и добавляет: – Кроме того, немалое внимание уделяем и используемой технике, которая поддерживается в исправном состоянии, а при необходимости обновляется.

Мастер Виталий Еловой, техник Сергей Стадниченко, старший мастер Павел Лысых

И в числе последних приобретений – вихретоковый дефектоскоп, который позволяет проверить элемент подшипника из цветного металла – сепаратор».
Виталий Николаевич пришел в депо после окончания БелГУТа в 2005-м. Сначала работал помощником машиниста, но вскоре понял, что его, технаря в душе, больше привлекает ремонт локомотивов. Тогда как раз в депо появилась вакансия, и молодого специалиста приняли на должность инженера-технолога по диагностике. Зоной его ответственности стала проверка подшипников качения. Работал с вибродиагностическим комплексом «Вектор-2000», проходил обучение в Москве. А спустя пять лет стал мастером участка по ремонту колесных пар и подшипников качения. В этой должности трудится более шести лет. Кстати, супруга Виталия Николаевича – тоже железнодорожница. Как и он, Елена Викторовна – уроженка Гомеля, но ирония судьбы в том, что познакомились они именно тогда, когда пришли работать в Витебское отделение.
Старший мастер Павел Лысых, который курирует этот участок, замечает, что Виталий Еловой – отличный профессионал, тонко понимающий суть процесса. Как, впрочем, и вся его бригада. Кстати, сам Павел Георгиевич дважды отмечен дипломом «Лучший рационализатор Белорусской железной дороги». И последний раз – по итогам прошлого года. «В нашей работе мелочей нет, все моменты требуют пристального внимания и большой ответственности, поэтому важно на высоком уровне решать кадровый вопрос, – говорит Павел Лысых. – А для этого проводим тщательный отбор еще на собеседовании, предпочтение отдаем кандидатам, которые уже зарекомендовали себя хорошими специалистами. С уверенностью могу сказать: на данном участке случайных людей нет».

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика