«Днепр» – в новое русло

Систему микропроцессорной централизации «Днепр» испытали на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Проверку системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов «Днепр», разработанной специалистами Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги, осуществляли в Минске при участии экспертов аккредитованной лаборатории из Москвы. Такой шаг открывает перспективы внедрения комплекса на стальной магистрали не только нашей страны, но и в России, Казахстане.

Проверили все функции

– С августа нынешнего года на нашу продукцию распространились обязательные требования, установленные в технических регламентах Таможенного союза в области железнодорожного транспорта, – рассказывает специалист КТЦ Тамара Кашпар. – С момента принятия этих документов (с 2011 года) нам была предоставлена возможность ознакомиться, подготовиться и планомерно перейти к применению единых требований. Специалисты нашего центра провели комплекс мероприятий для подтверждения соответствия МПЦ «Днепр» требованиям техрегламента «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».
При подготовке к испытаниям МПЦ «Днепр» специалисты КТЦ проанализировали и доработали комплект технической документации, аттестовали программно-аппаратные макеты, позволяющие имитировать работу напольного оборудования для подтверждения функциональной безопасности МПЦ.
В соответствии с установленной процедурой провели тендер и заключили договор на выполнение работ. Выбор был сделан в пользу Испытательного центра технических и программных средств железнодорожного транспорта (Москва).
– За несколько месяцев мы подготовили пакет необходимых документов и с участием российских специалистов провели испытания, – отмечает Тамара Кашпар.
Для тестирования предоставили комплект типового программного обеспечения МПЦ «Днепр» и подготовили рабочее место для полного исследования. Проверке подвергли комплекс технических средств управления и контроля на базе технических средств как релейного интерфейса, так и безрелейного. В частности, подавали команды на открытие сигнала светофоров, перевод стрелок, занятие секций, установку маршрутов, контролировали сохранение всех условий безопасности. Дополнительно проверили защищенность системы от компьютерных вирусов, способность восстановления после сбоев, вызванных отказами технических средств. Также выполнили другие операции, предусмотренные программой и методикой испытаний.
Разработка Конструкторско-технического центра успешно выдержала испытания. Как ожидается, аккредитованная лаборатория выдаст положительные протоколы тестов. После этого будет подготовлен пакет документов, содержащий собственные доказательства и те, что получены в аккредитованной лаборатории. На их основании будет зарегистрирована декларация о соответствии системы МПЦ «Днепр» техническому регламенту Таможенного союза.

Шесть лет эволюции

– Внедрение системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов «Днепр» началось на Белорусской железной дороге в 2011 году. С тех пор ею оснастили четыре станции: Гатово, Корд, Шеметово и Придвинскую, – рассказывает начальник отдела КТЦ Юрий Аксенчик.
Этот комплекс предназначен для автоматизированного контроля и управления движением поездов и маневровой работой на станции и прилегающих к ней перегонах с соблюдением требований безопасности движения поездов.
Он создан на базе микропроцессорных технических средств, обеспечивающих установку, замыкание и размыкание маршрутов на станции путем проверки выполнения требуемых взаимозависимостей микропроцессорными устройствами в соответствии с принципами, принятыми в существующих системах электрической централизации стрелок и сигналов. Выполнение требований безопасности основано на диверсификации способов реализации функций, отвечающих за соблюдение условий безопасности движения. В состав контролируемых и управляемых МПЦ станционных объектов входят стрелочные и путевые секции, стрелочные приводы, светофоры, участки приближения к станции и удаления от нее, переезды и другие станционные объекты.
Эта разработка КТЦ является универсальной, ее можно использовать на станции с любым числом объектов контроля и управления. При этом специалисты Конструкторско-технического центра продолжают ее совершенствовать. В частности, сейчас на станции Придвинская Витебского отделения проводятся испытания МПЦ «Днепр» с бесконтактным интерфейсом.
В модернизированной версии этой системы исключили использование реле, заменив их бесконтактными микропроцессорными устройствами увязки, что снизит эксплуатационные расходы.
Для бесперебойной работы систем МПЦ используются методы дублирования и горячего резервирования узлов на основе комбинации типовых и уникальных технических решений. Структурная схема резервирования оборудования в системе МПЦ позволяет бесперебойно управлять работой станций с соблюдением безопасности движения при любом однократном отказе в ключевых узлах системы МПЦ, а также до 50% несимметричных отказов. МПЦ «Днепр» обеспечивает взаимодействие с эксплуатируемыми на дороге станционными, переездными, перегонными устройствами и системами верхнего уровня (ДЦ «Неман»), что позволяет получать оперативную информацию о поездной обстановке на прилегающих станциях участка, оперативные данные технической диагностики и мониторинга.

На очереди – «Неман»

Испытания МПЦ стало первым опытом специалистов КТЦ в подтверждении соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.
В случае успеха они планируют выполнить проверку и некоторых других разработок центра. К примеру, до конца нынешнего года приступят к подготовке пакета документов для проведения испытаний микропроцессорной системы диспетчерской централизации «Неман».
Этот комплекс позволяет осуществлять удаленное управление парками или соседними станциями, а также реализовать маршрутный набор, если он предусмотрен системой электрической централизации на станции. Еще есть возможность контроля различных объектов железнодорожной автоматики, управления ими. Помимо этого, система дополнена функциями автоматического анализа, прогнозирования, планирования, документирования событий, ведения архивов документов и нормативно-справочной информации, комплексной диагностики технических средств и состояния программного обеспечения, телеизмерения, обмена с другими системами.
Системой ДЦ «Неман» первым был оснащен участок Жабинка – Лунинец. Это произошло в 1999 году. Сегодня ею оборудованы свыше 1,5 тыс. километров стальной магистрали Беларуси.
Кроме того, испытания на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза планируется провести еще для одной современной разработки КТЦ – системы Автоматизированного управления движением поездов (АУДП), предназначенной для применения на АРМ ДНЦ, обеспечивающей получение в режиме реального времени информации о состоянии объектов контролируемого технологического процесса, связанного с организацией процесса перевозок и управления движением поездов на Белорусской железной дороге.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика