Под надежной защитой
Оперативно-тактические учения по тушению пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации с опасным грузом прошли на станции Орша-Восточная.
Согласно легенде, при проведении маневровых работ на станции Орша-Восточная произошел сход и разгерметизация цистерны с серной кислотой. Через образовавшуюся трещину опасный груз начал вытекать. А в соседней цистерне с бензином оказался поврежденным нижний сливной прибор. Пролившийся бензин загорелся в результате искры от экстренного торможения пассажирского поезда, следовавшего по соседнему пути. Пожар мгновенно перекинулся на цистерну с бензином и один из пассажирских вагонов…
В учениях приняли участие пожарный аварийно-спасательный поезд на станции Орша, местный восстановительный поезд, формирования гражданской обороны и работники дежурной смены предприятий железнодорожного узла, подразделение стрелковой команды на станции Орша и другие. Наблюдали за учениями представители всех отделений магистрали, а также российские и белорусские специалисты ТОО «Тенгизшевройл» – важного клиента Белорусской железной дороги по перевозке опасных грузов, в частности, серы и сжиженных углеводородных газов.
Задача спасателей осложнялась наличием пострадавших: по замыслу, в пассажирском вагоне их оказалось пятеро, причем двое не могли передвигаться самостоятельно. Машинист маневрового тепловоза проинформировал о случившемся дежурного по станции, который поднял по тревоге все экстренные службы. Первыми к месту чрезвычайной ситуации прибывают две автоцистерны и боевые расчеты Оршанского городского отдела по чрезвычайным ситуациям. Пожарные немедленно эвакуируют пострадавших из горящего вагона, передают их подоспевшим бригадам скорой помощи и сразу же начинают тушить горящий пассажирский вагон. Тем временем на станцию прибывает пожарный аварийно-спасательный поезд. В его составе все необходимое для ликвидации аварии.
Из штаба, созданного начальником станции Орша, личному составу ПАСП поступает команда подать на охлаждение горящей цистерны с бензином переносной лафетный ствол и подготовиться к проведению пенной атаки. Одновременно следует наложить на трещину цистерны с серной кислотой пластырь. Пожарные-спасатели оперативно справляются с этими задачами. После ликвидации огня на цистерне с бензином ее содержимое с помощью перистальтического насоса М-300 перекачивают в исправную цистерну, которая находится в составе ПАСП. Задача спасателей-пожарных постоянно усложняется: от штаба поступают дополнительные вводные. Одна из них – подготовить емкость для сбора агрессивных жидкостей.
Работники Оршанской дистанции пути производят обвалование почвы вокруг цистерны с бензином, чтобы предотвратить экологические проблемы. Зона чрезвычайной ситуации оцеплена стрелковой командой, чтобы не допустить туда посторонних и людей без защитных средств.
Когда анализы воздуха и почвы показывают, что ситуация в норме и дальнейшие работы могут производиться без средств индивидуальной защиты, в работу включается восстановительный поезд. Его задача – с помощью высокотехнологичного оборудования вернуть сошедшие с рельсов цистерны на прежнее место. Установка подвижного состава на рельсы будет производиться с помощью железнодорожного крана ЕДК-500/1 грузоподъемностью 80 тонн.
Специалисты восстановительного поезда сразу же приводят эту технику в рабочее положение. Нормативное время для таких действий – 40 минут, однако справляются они гораздо быстрее. Специальными приспособлениями захватывают цистерну с серной кислотой, приподнимают с помощью крана и ставят на рельсы. Сейчас она может следовать к месту аварийного слива. С помощью гидравлической установки «ХЕШ» (очередная дополнительная вводная) осуществляются подъем и постановка на рельсы цистерны с бензином. С этого момента последствия чрезвычайной ситуации полностью ликвидированы. Поступает разрешение на возобновление движения поездов и маневровой работы.
Как отметил первый заместитель начальника Минского отделения Виктор Тихонович, руководивший аварийно-спасательными и восстановительными работами, Орша для проведения учения выбрана неслучайно. Это один из крупнейших узлов магистрали, через который следуют и опасные грузы. Отработка алгоритма действий в чрезвычайной ситуации полезна для всех участников.
– Учения прошли на высоком уровне, хотя не обошлось и без некоторых шероховатостей, в том числе и по соблюдению последовательности действий, – отметил заместитель главного дорожного ревизора по безопасности движения поездов Николай Улащик. – Уверен, что замечания будут устранены, а все участники получили полезный практический опыт.
Заместитель начальника общетехнической службы Вячеслав Масловский, подводя итоги учений, подчеркнул, что подразделения Белорусской магистрали готовы к ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами, при этом действуют четко и слаженно.
Елена КРАВЕЦ