Апрель
Вс
18
2021

Притянула к себе магистраль

В семье Иванюк судьбу с железной дорогой связали 13 человек. Почти все они трудились и продолжают работать на предприятиях Лунинецкого железнодорожного узла. Основателем династии считают Илью Мироновича Иванюка.

Основатель династии Илья Миронович Иванюк

– Дедушка родился в 1863 году в Белостокской губернии, – рассказывает его внучка Вера Владимировна Геращенко. – Затем переехал в Украину, а позже – в Лунинец. Трудился на станции звонарем. А еще объявлял в рупор о прибытии и отправлении паровозов. У нас в семье даже шуточное четверостишие передавалось из поколения в поколение: «Первый звонок – на Кожан-Городок, второй звонок – на Давид-Городок».
У Ильи Мироновича было 12 детей, некоторые из них также трудились на железной дороге. К примеру, сын Сергей стал осмотрщиком вагонов ПТО станции Лунинец. А сын Иван после окончания дортехшколы трудился машинистом в локомотивном депо Гомель, там же нарядчиком работала и его жена Евгения. Сын Владимир, отец Веры Геращенко, был грузчиком, а затем сторожем на станции Лунинец. Туда же в феврале 1960 года пришла и 17-летняя Вера.
– Я тогда уже точно знала, что хочу быть железнодорожницей. Ведь до этого дважды поступала в медицинское училище, и всякий раз бросала. Первый раз сдала экзамены после семи классов, но учиться не поехала. Затем поступила туда еще, но через месяц после начала учебы окончательно поняла, что это не мое. Меня тянуло на железную дорогу, – увлеченно рассказывает Вера Владимировна. – Улица Московская, на которой мы жили, выходила к магистрали. Гудки паровозов были приятнее любой музыки. Когда меня еще школьницей родители отправляли в магазин, я забегала на вокзал и как завороженная наблюдала за работой билетных кассиров. Поэтому и пришла трудиться на станцию. В 1959 году как раз было введено в эксплуатацию новое здание вокзала, который размещается там поныне. Меня приняли станционным рабочим.

Владимир Иванюк

А уже через полгода девушка трудилась диктором на вокзале. По громкой связи объявляла о прибытии и отправлении поездов. Получается, что продолжила дело своего дедушки. Только в этом ей пришли на помощь технические средства.
– Дедушка умер в 1943 году, когда я только родилась, поэтому, к сожалению, о его работе на железной дороге я знаю только со слов близких. Тем не менее мне было приятно, что спустя много лет я занималась тем же, – улыбается Вера Владимировна.
Правда, вскоре девушка сменила профиль деятельности: стала багажным весовщиком, а затем и билетным кассиром, позже работала в справочном бюро вокзала. За два года она освоила все специальности. В 1962 году Вера Геращенко поступила в Гомельский техникум железнодорожного транспорта и получила диплом бухгалтера. Затем вернулась на станцию, где два года трудилась по новой специальности. После упразднения этой должности Вера Владимировна на несколько лет покинула магистраль. В 1985-м снова вернулась на станцию. И в качестве дежурного помощника начальника вокзала трудилась до ухода на заслуженный отдых.
– Курировала работу всей смены – от станционных рабочих до билетных кассиров, – говорит Вера Владимировна. – Кроме этого, дежурный по вокзалу отвечает за безаварийный прием и отправление пассажирских поездов, контактирует с пассажирами и решает все вопросы, в том числе и спорные.

Юрий Геращенко

А таких моментов в работе немало, но благодаря знаниям и профессионализму Веры Геращенко, а также ее отзывчивости и стремлению помочь пассажиры нередко ее благодарили.
– Случалось всякое. К примеру, в поездах забывали вещи, – рассказывает железнодорожница. – Однажды мужчина оставил сумку с крупной суммой денег. Я сняла ее с поезда и в целости и сохранности вернула хозяину. Он был счастлив – ведь уже не надеялся найти утраченное. А был и такой случай: во время стоянки украинского поезда на одной из станций вышла женщина и не успела вернуться, а ее маленькая дочь поехала дальше. Я сняла ребенка с этого поезда и передала матери. Как-то, встречая поезд сообщением № 257 Рига – Львов, увидела, что переходя с одной платформы на другую, женщина споткнулась, упала и не смогла встать. В это время поезд уже прибывал на станцию, и машинист настойчиво сигналил.
от тепловоза до упавшей женщины было около 150 метров. Мне удалось быстро подбежать и оттащить ее. Позже женщина не раз приходила на вокзал и благодарила за то, что спасла ей жизнь.
Железнодорожником стал и родной брат Веры Владимировны – Михаил Иванюк. Он тридцать лет трудился слесарем в локомотивном депо Лунинец. На магистраль пришли и другие члены ее семьи.
С будущим мужем женщина познакомилась на городской танцплощадке в Лунинце. Юлий Геращенко тогда был военным. В 1962 году молодые люди поженились. Спустя четыре года супруг оставил военную службу и перешел на железную дорогу. Окончил заочное отделение БИИЖТа, больше трех десятилетий трудился дежурным вначале по станции Лунинец, а затем и Барановичи-Полесские, был поездным диспетчером.

Вера Геращенко

Вера Владимировна и Юлий Александрович воспитали двух дочерей. Старшая – Татьяна Барбашина – представитель четвертого поколения семьи на магистрали. Получив образование в Могилевском институте пищевой промышленности, спустя некоторое время она также пришла на железную дорогу. Начинала билетным кассиром. А сейчас, уже больше полутора десятилетий, как когда-то мама, женщина работает дежурным помощником начальника вокзала на станции Лунинец. Фото Татьяны Юльевны украшало Доску почета станции.
– Мой супруг был военным, и мне пришлось поездить с ним по разным уголкам страны, – рассказывает Татьяна Барбашина. – А в 1997 году, когда мы вернулись в Лунинец, решила пойти на железную дорогу. Думала, что временно, а осталась надолго. Видя работу родителей-железнодорожников, знала, что меня ждут дежурства и в праздники, и в выходные. Но была уверена, что будет интересно. Пять лет трудилась билетным кассиром, затем перешла на нынешнюю должность. Со всеми тонкостями в работе разобраться помогала в том числе и мама – приходилось звонить ей и советоваться. Человек бесконечно преданный магистрали, она до сих пор активно трудится в совете ветеранов Лунинецкого узла, интересуется деятельностью станции. А я уже два десятилетия работаю на вокзале и очень довольна, что нашла дело по душе.
Семья второй дочери Инны также связана с магистралью. Ее супруг Вячеслав Харитонович 16 лет возглавлял лунинецкий Дворец культуры железнодорожников. В 2002 году он стал одним из организаторов народного ансамбля народной песни и музыки «Прымакі». Последние три года – художественный руководитель коллектива.

Татьяна Барбашина

– В нашей семье тринадцать представителей четырех поколений трудились и продолжают работать на магистрали, – с гордостью говорит Вера Владимировна. – Из молодого поколения – муж моей внучки Александр Смурага. Сейчас он машинист маневрового локомотива на станции Минск-Сортировочный.
У Веры Владимировны и Юлия Александровича две внучки, а в нынешнем году родилась правнучка Даша. Три поколения железнодорожников собираются вместе на различные праздники и обязательно – на День железнодорожника.
– Это главный день в нашей большой семье, – говорит Вера Владимировна. – Все близкие, а также друзья встречаются в профессиональный праздник уже много десятилетий. Надеемся, что наши трудовые традиции будут продолжать правнуки.

Елена
КРАВЕЦ

Яндекс.Метрика