«Я благодарен судьбе»
Михаил Григорук, возглавлявший Кричевскую, а затем Барановичскую дистанции пути, в ноябре отметит 92-й день рождения.
Михаил Васильевич является обладателем орденов Отечественной войны ІІ степени, Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Последний, к слову, второй по значимости (после ордена Ленина) в СССР, который присваивали за особые заслуги. Для именинника, по его признанию, это одна из самых дорогих наград. Знака «Почетному железнодорожнику» ветеран удостоен дважды, отмечен также как «Отличный восстановитель». В его активе – медали «Партизану Отечественной войны», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд» и более десятка других. Не счесть почетных грамот и благодарностей. Является автором книги с символичным названием «Всю жизнь в пути».
Ветеран признается, что трудился не ради наград: любимую работу старался выполнять добросовестно, всегда стремился к хорошему результату. А дочь Валентина добавляет, что отец всегда был предан железной дороге.
Родился Михаил Григорук в деревне Мыщицы Жабинковского района в 1925 году. После окончания семилетки поступил в Брестский дорожно-механический техникум. Война грянула, когда он учился на втором курсе.
– Мне было всего 16 лет. На фронт в таком возрасте не брали, – вспоминает Михаил Васильевич. – Я стал связным между Жабинковской и Брестской подпольными антифашистскими организациями. Однажды нужно было доставить партизанам винтовки и медикаменты. Я подготовил телегу и на ее дно уложил завернутые в тряпье оружие и лекарства. Накрыл все соломой, а сверху уселись мы с сестрой. На охраняемом мосту через реку Мухавец нас остановили немцы и полицаи. «Везу из Жабинки от врача больную тифом сестру», – сказал я им. Оккупанты боялись заболеть. «Убирайтесь поскорее отсюда со своим тифом», – крикнул полицай. Так и проехали.
Спустя некоторое время Михаил оказался в партизанском отряде. Его определили в диверсионную группу.
После войны Михаил Григорук продолжил учебу в Брестском железнодорожном техникуме. По его окончании получил распределение в Жабинковскую дистанцию пути бригадиром мостовой бригады. Затем Михаила Васильевича назначили инженером по капитальным работам Лидской дистанции пути, позже там же стал мостовым мастером. Спустя некоторое время его перевели в Жабинковскую дистанцию пути, где он также руководил мостовым цехом. В начале 1954-го железнодорожник переехал в Слоним, его назначили заместителем начальника местной дистанции пути. Здесь много внимания уделял рихтовке кривых участков, причем методику точных расчетов освоил самостоятельно и обучал этому специалистов технического отдела. После ликвидации предприятия Михаил Григорук стал заместителем начальника Бобруйской дистанции пути.
В сентябре 1957-го возглавил Кричевскую дистанцию пути.
– После знакомства с состоянием дел впечатление у меня осталось не самое лучшее, – вспоминает Михаил Васильевич. – Вечерами я разрабатывал мероприятия по улучшению деятельности предприятия.
Уже спустя год под его руководством дистанция начала выполнять планы ремонта пути и искусственных сооружений. Ежегодно строилось по 5 – 7 жилых домов, капитально ремонтировались старые казармы, переездные посты и другие хозяйственные постройки. За восемь лет работы под руководством Михаила Григорука все путейцы, обслуживающие перегоны и линейные станции, были обеспечены жильем.
В 1965 году его перевели в Барановичскую дистанцию пути. Михаил Васильевич проделал огромную работу по улучшению содержания путевого хозяйства, строительству жилья и производственных помещений. За годы труда в Барановичах заложил хорошую производственную базу предприятия. Опыт дистанции по содержанию бесстыкового пути на скоростном ходу распространялся по всей сети железных дорог Советского Союза. Ежегодно в дистанцию для изучения опыта приезжали делегации путейцев со всех бывших республик СССР. Без отрыва от производства в 1975 году Михаил Григорук получил диплом инженера-строителя в БИИЖТе, окончив вуз с отличием.
Без малого 25 лет железнодорожник руководил Барановичской дистанцией пути. Затем еще несколько лет трудился там инструктором производственного обучения. Активный образ жизни ведет и на заслуженном отдыхе: 10 лет возглавлял совет ветеранов дистанции пути и был членом президиума городского совета ветеранов. С удовольствием трудился на даче и еще до 90 лет водил автомобиль. Сегодня Михаил Васильевич старается чаще совершать небольшие прогулки, много читает.
– Оглядываясь на свой 46-летний путь на магистрали, я благодарен судьбе. Ведь мне посчастливилось работать с умными и талантливыми людьми, у которых многому научился. Приятно, что нынешние работники дистанции не забывают меня, оказывают необходимую помощь, дают возможность не терять связи с коллективом.
Елена КРАВЕЦ