Движение – без нарушения

Железнодорожный переезд на станции Помыслище сотрудники Госавтоинспекции Минского района контролируют с завидным постоянством: в пригороде столицы он один из самых оживленных.

Автомобильный поток здесь растет год от года, и если по железнодорожным путям, разделяющим населенные пункты Щомыслица и Прилукская Слобода, идет состав, у переезда с обеих сторон собираются очереди из машин. Это и грузовики, которые везут стройматериалы в коттеджные поселки, и легковые автомобили их жителей. Сначала несознательных водителей сдерживала внедренная на переезде современная система видеонаблюдения. Но увы, лишь первое время: в отличие от милицейской съемки, железнодорожная – сугубо ведомственная. Если нарушителю повезло, и проезд на запрещающий сигнал не закончился столкновением с поездом, то на «нет», как говорится, и суда нет.
– Все, что должен знать и уметь водитель при пересечении путей, изложено в Правилах дорожного движения, – говорит старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Минского РУВД Екатерина Сильченко. – Не исполняются эти требования из-за личной недисциплинированности людей. Автолюбители недооценивают опасность ситуации, а ведь именно они несут ответственность за свою жизнь и жизнь пассажиров.
За десять месяцев этого года на железнодорожных переездах Белорусской магистрали уже произошло 19 столкновений. В результате транспортных происшествий 11 человек погибли и 4 травмированы. За аналогичный период прошлого года эта цифра была почти вдвое меньше – 9 ДТП с одним погибшим и тремя травмированными. Всего же за девять последних лет на дороге произошло 244 ДТП, в результате которых был травмирован 141 человек, причем 55 смертельно.
– Количество происшествий остается примерно одинаковым год от года, – прокомментировал ситуацию старший ревизор дорожный по безопасности движения поездов службы пути Григорий Корчак. – Каждое ДТП расследуется в установленном порядке независимо от наличия или отсутствия вины железнодорожников. По каждому случаю разрабатываются дополнительные меры по профилактике аварийности на переездах. В большинстве случаев вины железнодорожников нет, а транспортные происшествия, как правило, – последствия необдуманных решений водителей.
Сегодня на Белорусской железной дороге эксплуатируются 1740 переездов. На 83 из них есть дежурные работники, еще 1328 оборудованы устройствами переездной автоматики. Переезды, где нет дежурного, шлагбаума, светофора или сигнализации, в обязательном порядке оборудованы предупреждающими дорожными знаками. Впрочем, аварии чаще всего происходят именно на регулируемых переездах. В этих местах водители, похоже, полагаются на «авось», выезжая на переезды прямо перед движущимся поездом и игнорируя запрещающие сигналы переездной сигнализации.
Кстати, именно так и случилось 15 сентября нынешнего года вблизи станции Юхновичи: микроавтобус «Мерседес Спринтер» на высокой скорости выехал на переезд на красный сигнал светофора. В машине было шесть человек – после ДТП в живых остались только двое. 22-летний водитель погиб на месте, его 16-летний родственник и двое племянников – 3-летняя девочка и ее 2-летний брат – скончались от травм. Еще двоих пассажиров, 15-летнего парня и 3-летнюю девочку с тяжелыми травмами доставили в больницу, но спасти их тоже не удалось. Эту трагедию переживало все село. Не меньшей драмой она стала и для локомотивной бригады – невольной участницы ДТП. По крайней мере помощник машиниста, который держал на руках умирающую девочку и пытался ее реанимировать, в ближайшее время не планирует стать машинистом. Зачастую, тем из них, кто пережил смертельное ДТП, очень долго приходится работать с психологами, проходить реабилитационный курс. Некоторые даже уходят из профессии.
Психологи объясняют: водителям по непонятным причинам кажется, что крупные объекты движутся медленнее, чем мелкие. Например, мы часто переоцениваем скорость мотоцикла и недооцениваем скорость огромной фуры.
В случае с поездами такая ошибка может стоить жизни, ведь многотонная машина не может остановиться так же быстро, как автомобиль. Так, тормозной путь автомобиля, который двигается со скоростью 60 км/ч, составляет примерно 20 метров. Не многие водители задумываются, что поезду на такой же скорости для остановки требуется не менее 600 – 700 метров. Это ни много ни мало длина шести футбольных полей! А ведь масса локомотива – десятки тонн, грузового состава и того больше – от 2 до 7 тыс. тонн. Это примерно 3 тыс. автомобилей. Поэтому тормозной путь поезда порой может составлять более километра, к тому же он не может объехать препятствие или свернуть в сторону.
– И сотрудники Госавтоинспекции, и железнодорожники ежегодно проводят десятки акций, напоминают правила безопасного пересечения железнодорожных переездов. Но несмотря на широкую профилактическую работу, водители по-прежнему игнорируют соответствующие пункты ПДД. В лучшем случае это грозит административной ответственностью – штрафом от двух до четырех базовых величин. Если нарушение повторное – от четырех до двадцати базовых, – говорит старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Минского РУВД Екатерина Сильченко. К примеру, за 10 месяцев нынешнего года только Госавтоинспекцией Минского района уже оштрафовано 50 автолюбителей.
Как показывает жизнь, это самая малая цена за ошибочное решение. Правда, ситуация парадоксальная. К примеру, пока у железнодорожного переезда Помыслище дежурила машина ГАИ, никто из водителей игнорировать правила не осмелился. Но стоило инспекторам отъехать подальше, нарушителей ждать не пришлось. Владелец серебристой иномарки так спешил домой, в коттеджный поселок, что напрочь проигнорировал красный сигнал светофора переездной сигнализации, предупреждавший водителей о приближении поезда. И в разговоре с инспекторами нарушитель упорно не хотел понимать, что сэкономив пару минут, мог в лучшем случае получить тяжелые травмы, а в худшем – лишиться жизни.
Анализ аварий на железнодорожных переездах позволяет сделать вывод, что даже водители со стажем идут на нарушения, не осознавая рисков. Они, не обращая внимания на дорожные знаки, пересекают железнодорожные пути при запрещающих показаниях автоматической сигнализации, каждый раз подвергая опасности не только себя и тех, кто находится в машине, но и пассажиров железнодорожного транспорта.
Проблемы транспортной безопасности на железнодорожных переездах в зарубежных странах решают по-разному. Самое надежное средство предотвращения аварий на переезде – строительство путепроводной развязки. Но это мероприятие очень дорогостоящее. Оборудование переездов дополнительными шлагбаумами, по мнению специалистов, – мера малоэффективная, а их установка тоже требует немалых денежных затрат.
– В настоящее время оборудование переездов производится в соответствии с основными нормативными документами: техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и техническим кодексом установившейся практики ТКП 549-2014 «Железнодорожные переезды. Правила проектирования, устройства и эксплуатации». Согласно им, шлагбаумами оборудуются только переезды, которые обслуживаются дежурным работником. Это переезды 1-й категории, расположенные на участках пути с установленными скоростями движения поездов свыше 140 км/ч. На железнодорожных переездах 2-й категории на участках пути с интенсивностью движения поездов свыше 16 поездов в сутки устанавливается переездная сигнализация. Ее работа контролируется внутренними схемами с выводом информации поездному диспетчеру. А в случае возникновения неисправностей срабатывает заградительная сигнализация на светофорах со стороны железной дороги и переездная сигнализация на светофорах со стороны автомобильной дороги, – уточняет Григорий Корчак. И добавляет: – Устройство на существующих переездах автоматических шлагбаумов возможно только при изменении категории переезда. На участке Минск – Беларусь такими устройствами были оборудованы регулируемые железнодорожные переезды без дежурного работника после ввода в эксплуатацию поездов городских линий.
Впрочем, по словам белорусских железнодорожников, для водителей-нарушителей ПДД на переездах у них все же есть «козырь» в кармане. Это та самая фото и видеофиксация. В настоящее время на переездах 15 станций Белорусской железной дороги установлены 26 видеокамер. Правда, чтобы этот «козырь» сработал, нужно кардинально решить вопрос о том, что видеозапись с этих камер будет считаться достаточным основанием для привлечения водителей к административной ответственности. А для этого необходимо внести изменения в Кодекс административных правонарушений.
К сожалению, во многом безопасность переездов зависит и от общей культуры водителей. В Финляндии, к примеру, претенденту на водительское удостоверение сначала выдают временные права. И только через два года он может заявить о желании иметь постоянные водительские документы. Допустил серьезные нарушения, постоянных прав ему не видать, как своих ушей. Может тоже взять на вооружение?
Говорят, что на одной из автострад Америки висит плакат: «Водители, помните: машину можно починить, но Бог не создал запасных частей для человека». Ведь самым страшным наказанием за пренебрежение элементарными правилами может стать то, что переезд окажется последней точкой на жизненном пути лихача.

Яндекс.Метрика