Май
Ср
14
2025

С замедлителем – не медлить

На очередное «окно» по замене вагонного замедлителя, который обеспечивает плавное торможение вагонов во время их роспуска с горки, корреспондент «Железнодорожника…» отправился вместе с главными его участниками – работниками Могилевской дистанции сигнализации и связи.

По дороге на объект главный инженер предприятия Сергей Марачевский делает контрольные звонки руководителям и специалистам причастных служб, проверяя общую готовность. При подъезде к станции Могилев-2 замечаем путейцев, которые уже трудятся в ее парковой части. Они также используют «окно» для выправки пути на закрытом для движения участке. Такой подход позволяет решить сразу несколько задач – выполнить все необходимые работы, не прибегая к дополнительным «окнам» и лишний раз не нарушая привычный ритм работы станции.
До горочного комплекса идем по служебному проходу.
– Все готовы? – приветствует Сергей Николаевич старшего электромеханика по замедлителям и компрессорам
Михаила Фомченко.
– Всегда готовы! – бодро отвечает на рукопожатие руководителя работ Михаил Михайлович.
«Горочный комплекс на станции Могилев-2 построен семнадцать лет назад. Это единственная в Могилевском отделении станция, где для торможения вагонов при роспуске используются замедлители. Некоторые из них уже отработали установленный заводом-изготовителем срок, требуют замены либо капитального ремонта. Тем более, что нагрузка на них немаленькая – в среднем ежесуточно здесь перерабатываются 1500 – 1600 единиц подвижного состава, – вводит в курс дела Михаил Фомченко. – Вагонные замедлители на сортировочных горках обеспечивают механическое торможение движущихся отцепов, позволяя исключить на этой операции непроизводительный и опасный ручной труд. На первой тормозной позиции горки установлены четыре клещевидно-нажимных четырехзвенных двухрельсовых балочных вагонных замедлителя с пневмоприводом типа НК 114-01 производства Новокраматорского машиностроительного завода. Они были отремонтированы раньше. В 2015-м приступили к замене схожих трехзвенных устройств типа НК 114-02 в парковой части горочного комплекса. Таковых на станции 16. Ежегодно обновляем по 3-4 подобные конструкции. Замедлитель, который предстоит заменить сегодня, – уже третий в текущем году. Но, надеемся, не последний. Если позволит погода, то до сильных морозов и обильных снегопадов успеем обновить еще один».
Принцип работы замедлителей достаточно сложный. Тормозной эффект достигается путем воздействия их силовых узлов на колесные пары вагонов. Сила торможения устанавливается автоматически по команде оператора сортировочной горки, пропорционально нагрузке на колесные пары. Из-за наличия в замедлителе большого количества подвижных механизмов и для их безотказной работы устройство требует к себе повышенного внимания. Обслуживанием замедлителей занимается цех № 35 под руководством старшего электромеханика Михаила Фомченко. Ежедневно эсцебисты проверяют надежность крепления тормозных шин и болтовых соединений, целостность воздуховодов, при необходимости меняют износившиеся детали.
В подчинении у Михаила Михайловича четыре человека. Сегодня все они вместе с десятком специалистов из других подразделений дистанции трудятся на «окне».
– Отсоединяем воздухопроводную сеть, ведущую к управляющей аппаратуре замедлителя, – комментирует процесс Сергей Марачевский. – Работники дистанции пути разбирают рельсовый стык, снимают стыковые болты и накладки для освобождения старого замедлителя.
Тем временем к месту производства работ для демонтажа отслужившего свой срок устройства прибывает восстановительный поезд. А на соседний путь подают платформу с обновленным на Гомельском электромеханическом заводе горочным замедлителем. Специалисты этого предприятия выполнили полное обследование устройства, заменили в нем некоторые важные узлы и механизмы, в том числе несущие балки и тормозные шины, на которые оказывались наибольшие нагрузки при торможении.
Кран ЕДК1000/2 грузоподъемностью до 125 тонн приводится в рабочее положение. С осторожностью он снимает старый замедлитель со своего места.
– Для нас это привычная работа, – говорит начальник восстановительного поезда на станции Могилев Константин Михневич. – Машинист, стропальщик и другие задействованные работники прекрасно знают, что нужно делать. Поэтому весь процесс идет по накатанной.
И действительно, через несколько минут старый замедлитель уже лежит на сводном пути. Затем бетонные ригели фундамента, на которые опирается замедлитель, очищают от загрязненного балласта и начинается «примерка» обновленного устройства. Установка замедлителя в стык – по-настоящему ювелирная работа. Как и его дальнейшая регулировка.
– На заводе замедлитель стоит на стапеле – идеально ровных рельсах, а здесь на горке имеется уклон, поэтому процесс регулировки очень ответственный и сложный, – отмечает Михаил Михайлович.
Сантиметр за сантиметром замедлитель выравнивают и осторожно укладывают в путь. Устанавливают новые накладки на рельсы, выправку пути производят вручную. После подключения на тормозную магистраль подается воздух и начинается регулировка шин. Специальными приспособлениями измеряются ширина колеи, расстояние от уровня головки рельса до конструкции тормозных шин, степень торможения на разных скоростях движущегося вагона и различных значениях давления сжатого воздуха, другие параметры. При нормальной работе устройства скорость соударения распускаемых вагонов не должна превышать 5 км/ч.
Все получилось! Обновленный вагонный замедлитель работает, как часы. Отслужившее свой срок аналогичное устройство погружено на платформу. Вскоре его отправят на Гомельский электромеханический завод, где ему подарят вторую жизнь.
Также в нынешнем году усилия работников дистанции направлены на замену устаревшей и энергоемкой аппаратуры управления горочными вагонными замедлителями. Всего предстоит заменить три комплекта установок.

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика