Под крылом «Ангела»
О поисково-спасательном отряде «Ангел» говорят и пишут часто. Ребенок пропал, девушка исчезла, пенсионер не вернулся из грибного похода... Эти ребята помогают милиции и родственникам в розыске пропавших людей. Правда, о самих спасателях информации мало – страничка в соцсетях с контактами да постоянные упоминания в СМИ: «помогли, нашли, приняли участие». Отдельный поисково-спасательный отряд создан и в Барановичах. Координатор поисковиков – железнодорожник, старший локомотивный диспетчер Барановичского отделения Алексей Жданович.
– Мы действуем по принципу «пропал человек, просит милиция помочь – выезжаем». Уже сформирован костяк – около десятка волонтеров. Впрочем, важно не количество, а качество. Поисковик, во-первых, должен сам не потеряться. Во-вторых, внимательно и методично прочесать территорию. От его навыков, а иногда и интуиции зависит жизнь пропавшего. Сломанная ветка, тряпка, след могут стать зацепкой для спасения, – делится Алексей секретами «ангелов».
У каждого поиска своя история. Кто-то из-за нее и пришел в этот отряд. Алексея до глубины души тронул недавний случай. 11-летний Максим Мархалюк из деревни Новый Двор, что на Гродненщине, пропал в сентябре: пошел в лес за грибами и не вернулся. Ребенка искали более 2 тыс. человек – спасатели, милиция, лесники, местные жители и волонтеры. Впервые в их числе был и Алексей.
– Просто не смог усидеть дома. Я прекрасно понимаю, что чувствуют родители этого ребенка, – эмоционально рассказывает мой собеседник. – К сожалению, поиск не дал результатов. Но надежда осталась.
Теперь он ищет и других людей. Недавно благодаря поисковикам «Ангела» нашли девушку Ксению из России, пропавшую в Барановичском районе. Живой.
– Это было так… в общем… – железнодорожник силится подобрать слова, чтобы описать свои эмоции, но нужных не находит, – и он просто улыбается.
…В детстве Алексей мечтал быть военным. И даже поступал на факультет внутренних войск военной академии. Не прошел по конкурсу. Срочную службу проходил в погранвойсках – в составе маневренной группы охранял участки белорусско-литовской и белорусско-латвийской границы. Затем два года по контракту служил на авиационной базе в Барановичах. Сейчас военные навыки пригодились в поисковой работе.
– В лесу, к примеру, потерявшихся ищем цепью или, расходясь из точки, кольцом. Используем рации, компасы, GPS-навигаторы и даже миниатюрный геликоптер, который передает видеокартинку местности с высоты. В городе отрабатываем места вероятного исчезновения не только ногами, – расклеиваем объявления о пропаже человека. Фотографии оперативно размещаем в соцсетях. Перепосты, лайки, оценки – все это может привести к случайному свидетелю, который укажет путь поиска, – рассказывает собеседник. И добавляет: – Надежда на спасение есть всегда, иначе мы не искали бы людей.
Чаще всего, по наблюдению «ангелов», в Беларуси теряются пожилые люди, особенно во время походов за грибами и ягодами.
– Волонтеры из Гомеля рассказали такую историю. Однажды в пригороде областного центра в грибной сезон потерялся семидесятилетний пенсионер. Отыскать его помогли железнодорожники: поисковики попросили машинистов проходящих поездов давать гудки, когда проезжают мимо сектора поиска. Именно на такой гудок пенсионер и вышел через три дня после исчезновения. Без обуви, с признаками сильного обезвоживания, но живой, – говорит Алексей Жданович.
…Сам он железнодорожник в третьем поколении. На магистрали трудились два его деда – Иван Николаевич Жданович и Адам Владимирович Троцкий. Помощником машиниста в локомотивном депо Барановичи долгое время работал отец Михаил Иванович. Кстати, именно по его совету Алексей и пришел на дорогу. Сначала был газоэлектросварщиком в локомотивном депо, затем – после гомельской дортехшколы – помощником машиниста. Потом снова учеба, работа машинистом электровоза в грузовом движении. В 2010 году был лучшим по профессии в отделении. Параллельно поступил в Московский институт инженеров транспорта – на заочную форму обучения. С февраля 2014-го Алексей трудится в отделе перевозок Барановичского отделения локомотивным диспетчером, а сейчас он старший локомотивный диспетчер. Признается, что свою работу любит. Говорит, именно магистраль позволила ему найти свое место в жизни, утвердиться в профессии. А еще отыскать вторую половинку: жена Ольга тоже железнодорожница – работает дежурным по станции Барановичи-Центральные.
– Кто-то увлекается рыбалкой, кто-то автомобилями. Мне хочется помогать людям, хоть это и пафосно звучит. Рад, что меня понимают – и друзья, и коллеги. Поисковая работа трудна и психологически, и физически: иногда приходится прочесывать огромные территории, а некоторые выезды растягиваются на два дня и более. Наша задача – закрыть квадрат поиска и быть уверенными, что человека там нет. Это тоже хороший результат. Не так уж много романтики и адреналина, правда? – улыбается Алексей.
Конечно, героизм в кино куда пафоснее, чем в жизни. Но ценить нужно именно такой: коллективный, упрямый, педантичный, шаг за шагом прочесывая лес в поисках мелочей – фантиков, бутылок, сигарет. «Ангелы» помнят имена тех, кого искали и год, и два назад. Иногда плохо спят по ночам – накопленный стресс, как говорят врачи. На вопрос «почему ты, а не кто-то другой?» – он долго думает, а затем отвечает:
– «Ангел» не армия, мы никого не призываем. И не можем никого заставить. Люди все одинаковые, просто кто-то хочет помочь, а кто-то – нет.
Александр МАЗУРА