Станции – как на ладони
Систему диспетчерской централизации «Неман» внедрили в Брестском железнодорожном узле.
Новое оборудование смонтировали на двух крупных станциях отделения – Брест-Восточный и Брест-Северный. Здесь оно сменило систему станционно-кодовой централизации (СКЦ). Это стало очередным этапом автоматизации перевозочного процесса в Брестском отделении.
В основной работе по монтажу и подключению устройств участвовали специалисты Брестской дистанции сигнализации и связи под руководством начальников участков Андрея Бармуты и Андрея Нестерука. На станции Брест-Восточный трудилась 6-я бригада, а на станции Брест-Северный – 33-я. Успешный ввод в эксплуатацию системы ДЦ «Неман» стал возможен благодаря кропотливой работе электромехаников и электромонтеров. Они занимались монтажом постового оборудования, переключением устройств.
…Для ознакомления с новым оборудованием отправляюсь на одну из крупных станций отделения – Брест-Восточный. Она имеет несколько парков – Восточный и Четный сортировочные, Маршрутный, Западный парк прибытия №№ 1 и 2, а также Западный парк отправления. Здесь находится четная сортировочная горка, через которую ежесуточно проходят сотни грузовых вагонов. Оснащение станции устройствами ДЦ «Неман» положительно сказалось на работе дежурных. Если раньше информация о состоянии стрелок и сигналов выводилась на пульт-табло, то теперь вся схема нечетной горловины станции отображается на мониторе. Переключать сигналы или выполнять другие команды также стало удобнее.
По словам главного инженера Брестской дистанции сигнализации и связи Владимира Качалюка, на центральном посту электрической централизации станции Брест-Восточный старый пульт-табло с секциями демонтировали. Вместо него установили видеостену из девяти 47-дюймовых мониторов. Оборудование монтировали специалисты дистанции, а его пуском, наладкой и настройкой занимались совместно с работниками Конструкторско-технического центра магистрали.
– Аппаратура системы ДЦ «Неман» центрального поста станции Брест-Восточный позволяет выполнять много функций, – вступает в разговор старший электромеханик 6-й бригады Андрей Сидорчук. – Это не только управление объектами станции (стрелками, светофорами, устройствами ограждения пути), но и контроль разрешающих показаний светофоров (входных, выходных, горочного, повторительного горочного и маневровых), контроль свободности или занятости изолированных участков, а также исправности устройств электрической централизации, установки или отмены маршрутов. Кроме того, с ее помощью контролируем состояние устройств и сигнальных точек на прилегающем перегоне Брест-Восточный – Жабинка и работу автоматики перегонных и станционных переездов.
В случае выхода из строя системы ДЦ «Неман» у дежурного по станции есть возможность перехода на резервное управление. На кодовом посту находится оборудование основного и резервного комплектов. Отсюда дежурный по станции может управлять движением поездов по старой схеме с помощью кнопок. При этом переход на аварийный (резервный) режим работы может осуществляться как автоматически, без вмешательства персонала, так и в соответствии с командой телеуправления с автоматизированного рабочего места дежурного по станции.
Электромеханик Михаил Зайцев показывает новое оборудование для управления и контроля кодового поста. Попутно рассказывает о ДЦ «Неман»:
– С АРМа (автоматизированное рабочее место) электромеханика вся горловина кодового поста как на ладони, – говорит Михаил Анатольевич. – У нас появилась возможность использовать систему диагностики оборудования. К примеру, можем измерить напряжение на рельсовой цепи. Раньше для этого с прибором шли на кодовый пост. Теперь это отображается на мониторе компьютера. Здесь же видны и все возможные отказы устройств СЦБ. Это упростило работу.
электромеханик Михаил Зайцев принимал непосредственное участие в монтаже нового оборудования. По его словам, с вводом ДЦ «Неман» пришлось демонтировать множество стативов и реле, две питающие стойки, аккумуляторные батареи. Зато современное оборудование очень компактное – занимает всего несколько шкафов. При этом работает без нареканий.
На станции Брест-Северный, где тоже внедрена система ДЦ «Неман», управление движением поездов парка Заречица осуществляется на центральном посту ЭЦ. Здесь так же, как и на станции Брест-Восточный, оборудованы автоматизированные рабочие места (АРМ) дежурного и электромеханика. К примеру, специалист дистанции сигнализации и связи имеет возможность контролировать состояние устройств СЦБ парка Заречица. На АРМ электромеханика передается информация в режиме телесигнализации, без возможности отправки команд телеуправления. А на экране монитора дежурного по станции отображается схема путевого развития этого парка.
Юрий ФЕДОРЕНКО