Самоотдача много значит
Ремонт электрических шпалоподбоек в полном объеме освоили в локомотивном депо Полоцк. Теперь здесь продлевают срок службы путейскому инструменту, который эксплуатируется не только в Витебском, но и других отделениях Белорусской магистрали.
В работе задействовано сразу несколько подразделений депо – участок по ремонту вспомогательных электрических машин и изготовлению обмоток якорей, участок по производству механических и заготовительных работ, а также электроаппаратное отделение. У разных цехов свои задачи, но каждый специалист максимально ответственно подходит к выполнению должностных обязанностей, стараясь быстро и качественно произвести необходимый ремонт. В текущем году полоцкие железнодорожники обновили около двухсот электрических шпалоподбоек. На данный момент в депо находятся порядка ста неисправных единиц, которым в скором будущем тоже подарят вторую жизнь. К тому же объемы ремонта планируют увеличить: на 2018 год полочане получили заказ от дистанций пути Белорусской железной дороги на ремонт более 700 электрических шпалоподбоек. Руководство депо считает эту задачу посильной, с которой должны справиться в срок.
Ремонт электрических шпалоподбоек включает в себя несколько этапов.
В первую очередь специалисты участка по производству механических и заготовительных работ разбирают неисправную единицу. Далее «сердце» этого путейского инструмента – электродвигатель – передают на соседний, кстати, единственный на магистрали участок по ремонту вспомогательных электрических машин и изготовлению обмоток якорей. Именно здесь родилась идея возвращать к жизни электрические шпалоподбойки.
– Изначально наш цех специализировался на ремонте вспомогательных электрических машин и изготовлении обмоток якорей тяговых электродвигателей подвижного состава, – замечает мастер этого подразделения Василий Барановский. – Со временем мы освоили новые виды ремонта, в том числе – электродвигателей переменного тока, станочного оборудования, электроинструмента. Еще в прошлом году начали обновлять износившиеся электродвигатели шпалоподбоек разных типов.
Сначала специалисты работали исключительно для нужд Витебского и Полоцкого железнодорожных узлов, позже к ним за помощью все чаще стали обращаться путейцы из других отделений. Оказалось, данный вид ремонта пользуется немалым спросом.
– Единственный нюанс – электродвигатель мы ремонтировали на нашем участке, а окончательную сборку инструмента путейцы выполняли уже сами на местах. И это не всегда удавалось: электрические шпалоподбойки, у которых были разные производители, конструктивно отличались, – рассказывает собеседник. – Тогда мы и решили выполнять ремонт путейского инструмента в полном объеме. К тому же вся необходимая база для этого у нас была. Попробовали – и получилось.
В процессе ремонта электродвигателя шпалоподбойки задействованы несколько специалистов участка по ремонту вспомогательных электрических машин и изготовлению обмоток якорей. Так, за обмотчиками элементов электрических машин Владимиром Гефтером и Станиславом Гриневичем – разборка неисправных и сборка отремонтированных электродвигателей, испытание их на стенде, а также установка на них новых подшипников, клеммных колодок. Женская команда обмотчиков – Наталья Козлова, Светлана Конопацкая, Татьяна Мышкова, Ольга Яковлева – отвечает за качество укладки катушек в пазы статоров электродвигателей шпалоподбойки. К слову, вскоре Татьяна Мышкова и Ольга Яковлева сдают квалификационный экзамен на присвоение четвертого разряда. А вот Светлана Конопацкая на участке – в числе новичков. Здесь она трудится всего четыре месяца, но признается, что уже освоилась: быстро вникнуть в тонкости профессии помогли коллеги.
– Коллектив у нас подобрался ответственный, добросовестный, поэтому дело спорится, – говорит бригадир Леонид Быков.
К слову, почти 20 лет назад он стоял у истоков создания данного участка. Кроме того, Леонид Андреевич не раз был признан лучшим рационализатором Белорусской магистрали. О новаторском творчестве не забывает и сегодня. К примеру, чтобы быть абсолютно уверенными в исправности электродвигателя электрической шпалоподбойки, после ремонта его проверяют на специальном стенде (разработка Леонида Андреевича).
– Раньше мы ремонтировали электродвигатели, для испытания которых требовалось напряжение в 380 вольт, путейский же инструмент его не выдерживает – предел 220 вольт, – объясняет рационализатор. – Чтобы гарантировать качественную работу, создали этот стенд, на котором после капитального ремонта двигатель проходит проверку.
Кстати, это не единственный экзамен, который «сдает» путейский инструмент перед отправкой владельцу. Окончательный этап проверки выполняют специалисты участка по производству механических и заготовительных работ, когда электрические шпалоподбойки уже собраны. До этого момента работники электроаппаратного отделения производят замену кабеля и выключателя.
– Мы при необходимости меняем ремни, амортизаторы, накладки, – продолжает разговор мастер участка по производству механических и заготовительных работ Анатолий Глебко. – Еще одно слабое место этого инструмента – наконечники подбойников, которые часто изнашиваются. Новые изготавливаем собственными силами. Когда все комплектующие готовы, начинаем сборку.
За ней как раз и застаю слесаря по ремонту подвижного состава Марата Чебатарёнка и бригадира Андрея Козельского. «Ничего сложного в работе нет. Главное – внимательность и добросовестное отношение к делу», – говорит Марат Геннадьевич. На участке по производству механических и заготовительных работ он трудится семь лет. До этого работал на Октябрьской железной дороге в России. Руководство Полоцкого депо замечает, что Марат Чебатарёнок зарекомендовал себя как ответственный работник, которому можно доверить сложные поручения. Неслучайно в прошлом году был отмечен Благодарностью начальника отделения. На хорошем счету и его молодой коллега Андрей Козельский. В депо он пришел в нынешнем году по распределению из БелГУТа. «С предприятием был знаком ранее: проходил здесь практику. Еще тогда старшие коллеги многому научили», – рассказывает молодой специалист и признается, что с удовольствием вернулся сюда после окончания вуза.
Специалисты локомотивного депо Полоцк работают в одной связке. Только так, уверены они, можно добиться хороших результатов. К примеру, освоив ремонт электрических шпалоподбоек в полном объеме, полочане помогают дистанциям пути сэкономить на закупке нового инструмента. Сами же стараются произвести обновление износившихся электрических
шпалоподбоек с минимальной затратой денежных средств. Для этого некоторые детали изготавливают из полиамида самостоятельно – на участке литья.
В текущем году на участке по ремонту вспомогательных электрических машин и изготовлению обмоток якорей освоили еще один вид работ. Теперь здесь дарят вторую жизнь приемным катушкам АЛСН. Раньше обновление такой аппаратуры производили на Гомельском электромеханическом заводе. Для ремонта полоцкие железнодорожники закупили трансформаторную электрическую сталь для сердечников, провода необходимого сечения, освоили литье втулок нужной формы.
И уже в 2017-м через их руки прошло более восьми десятков неисправных приемных катушек из локомотивных депо разных отделений дороги. Сейчас перед специалистами участка стоит задача освоить ремонт приемных катушек для электровозов. Пробную партию уже отдали на испытания в моторвагонное депо Минск.
Екатерина ОСОВСКАЯ