Сентябрь
Пн
09
2024

Посвящение магистрали

Воспитанники малой Белорусской побывали на необычном киносеансе по приглашению известного оператора, художника и историка Олега Авдеева.

В этот день музей истории в учебном центре Детской железной дороги на время превратился в кинотеатр. Вместе с Олегом Тихоновичем и его коллегами по «Беларусьфильму» ребята просмотрели альбом-фильм, посвященный Белорусской магистрали. Оказавшись в XIX веке, они стали очевидцами строительства первых железных дорог.
На протяжении двух часов встречи школьники не просто окунулись в эпоху паровозов, но и стали пассажирами одного из тех поездов, проехали в теплом купе с приятным попутчиком, попивая горячий чай с ароматным пряником.
В 2002 году в Минске вышел альбом-фильм Олега Авдеева «Первые железные дороги России», посвященный Царскосельской, Петербурго-Московской (Николаевской) и истории строительства первых железных дорог на территории Беларуси. Альбом о Петербурго-Московской железной дороге был отдельно выпущен в 2005-м, о Царскосельской – в 2006-м. Позже каждый был переиздан на диске, поэтому их можно посмотреть на компьютере или ноутбуке.
А вот альбом-фильм о Белорусской железной дороге пока существует лишь на диске. Олег Авдеев не теряет надежды, что его мечта осуществится. Он верит, что ему удастся не только издать книгу, но и сопроводить альбом-фильм звуками гудков паровозов и аудиотекстом.
Удивительная «железнодорожная» серия, состоящая из иллюстраций или «кадров», как называет их автор, произвела сильное впечатление на воспитанников Детской магистрали. Но больше всего их поразило то, что ее создателем стал не опытный железнодорожник, а заслуженный работник культуры БССР, кинооператор с полувековым стажем. Картинки, посвященные Белорусской магистрали, содержали некоторые достоверные технические детали, уже давно ставшие историей. К тому же каждую из них автор дополнил массой занимательных подробностей и фактов.
К примеру, рассказал о конусообразной трубе над паровозом для выброса дыма от сгорания поленьев, об исчезнувших железнодорожных профессиях, о старинных инструментах и приспособлениях, существовавших в то время на стальной магистрали, о некоторых незаслуженно забытых событиях.
Кроме того, Авдеев приоткрыл неизвестные странички своей биографии. Он вспомнил, как в детстве ездил с родителями в Крым, и какое неизгладимое впечатление тогда на него произвел паровоз. А еще рассказал о съемках фильма «Миколка-паровоз». На его счету много картин, полюбившихся зрителям, – «Девочка ищет отца», «Любовью надо дорожить», «День, когда исполняется 30 лет», «Чужое имя», «Волчья стая», «Маленький сержант». Уже на заслуженном отдыхе Олег Авдеев начал с невероятным упорством изучать и собирать по крупицам информацию об истории паровозов, поездов, железных дорог. Не один год он провел за соответствующей литературой. А позже, взяв кисть, принялся переносить на бумагу свои «железнодорожные» впечатления. Это порядка двухсот работ.

Иллюстрация из альбома «27 декабря 1862 года»

– Мне хотелось, чтобы в этом альбоме просматривалась некая ода первому паровозу, – признался Олег Авдеев. – Советую своим читателям смотреть альбом вечером, включив приглушенный свет лампы и спокойную музыку. Медленно перелистывая страницы, вы не заметите, как персонажи оживут, и вы окунетесь в неспешную романтику человеческих отношений и судеб XIX века. В этом и есть мой авторский замысел.
Олег Тихонович и сейчас, в свои 90 с небольшим, посвящает много времени чудесным «созданиям Стефенсона». Он уверен, что интерес к паровозной эпохе с годами не угасает.
В конце встречи гости пожелали ребятам найти свое призвание в жизни и обменялись с юными железнодорожниками подарками. Знаменитый оператор передал несколько дисков со своими работами и получил сувениры от юных заслоновцев.
По словам начальника Детской железой дороги Валерия Савича, это не первая встреча ребят со знаменитым земляком. Дружбу с Авдеевым они поддерживают с 2006 года. Символично, что очередная встреча с автором альбома-фильма, в котором отражена история первых железных дорог, состоялась в юбилейный для Белорусской железной дороги год.

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика