Служить примером

В столичном локомотивном депо прошло мероприятие, посвященное машинистам Крамковским. Легендарных железнодорожников, которые внесли особый вклад в развитие предприятия и магистрали в целом, вспоминали в канун юбилея Белорусской железной дороги.

Зенон Крамковский

В этом году такие вахты памяти в депо уже стали традицией. Родственники, бывшие коллеги и друзья собираются, чтобы отдать дань уважения людям, имена которых по праву вписаны в золотой фонд предприятия. Среди них и Зенон Крамковский.
Во время Великой Отечественной войны Зенон Болеславович водил поезда в колоннах особого резерва НКПС под Сталинградом и Курском, выполнял самые важные и сложные рейсы по доставке техники, боеприпасов, войск к линии фронта, прорываясь сквозь вражеский огонь и бомбежки, не допустил ни одной серьезной аварии. Именно он привел один из первых поездов в освобожденный Минск летом 1944-го. В юбилейный для магистрали год легендарному машинисту исполнилось бы сто лет. О славном трудовом пути молодежи предприятия и учащимся столичного отраслевого колледжа рассказали председатель совета ветеранов локомотивного депо Минск Евгения Лапицкая и председатель клуба «Ветеран» Евгений Чеховец.
Зенон Крамковский – представитель железнодорожной династии, дед, дядя и отец которого были машинистами. Его трудовая биография началась в Рославле Смоленской области с должности помощника машиниста. А маршрут на первую самостоятельную поездку в 1938 году Зенону вручил сам Константин Заслонов, который в то время был руководителем депо. В Минское паровозное депо Крамковский пришел в 1946 году. Он был одним из тех, кто в первые послевоенные годы успешно боролся за 500 км пробега паровоза в сутки. Его локомотивная бригада активно участвовала в социалистическом соревновании и неоднократно завоевывала звание лучшей на сети дорог страны. Успех ей приносили тщательный уход за техникой и твердая дисциплина. В конце 1950-х в брошюре «За пятьсот километров пробега в сутки» старший машинист Зенон Крамковский изложил свой опыт и результаты плодотворной работы его последователей. В 60-е он был одним из пионеров перехода поездов на тепловозную тягу. В последние годы водил пассажирские поезда. В общей сложности Зенон Болеславович был верен стальной магистрали более полувека. После выхода на заслуженный отдых еще несколько лет трудился машинистом маневрового тепловоза на комбинате стройматериалов.
Те, кто знал этого человека, говорили о его душевной щедрости, трудолюбии и профессионализме. Вспомнили случаи с его участием во время войны.
К примеру, когда в его паровозе лопнула жаровая труба, мужественный машинист все же сумел вывести состав из-под обстрела вражеской авиации. Или когда стоя за правым крылом, он увидел глаза летчика немецкого самолета, который снизился до уровня паровоза. Как перевозил штаб 52-й армии и взятых в плен под Сталинградом немецких офицеров. Коллеги отмечали, что Зенон Болеславович очень трепетно относился к доверенному ему локомотиву и требовал того же от коллег.

Семья Крамковских

– Наши семьи жили по соседству на улице Машинистов, все праздники отмечали вместе. Зенон всегда любил технику. Он первым на районе купил велосипед, затем мотоцикл, причем какой! «Харли Дэвидсон»! Первым сел за руль собственного авто. В депо приходил до последнего дня своей жизни – настолько был предан железной дороге, – рассказал машинист, почетный железнодорожник Анатолий Храпов.
Трогательными стали воспоминания об отце дочери Зенона Болеславовича Ирины. Уходя на работу, отец всегда ей говорил: «Иду на службу». И именно в этом он видел суть своей жизни. В 1995 году почетного железнодорожника Зенона Крамковского не стало. Зато память о нем жива в сердцах тех, кто его знал.
Эстафету отца подхватил сын Крамковского – Владислав. В 18 лет молодой человек пришел в депо. Старался, учился, работал без скидок на молодость и отсутствие опыта. После окончания железнодорожного училища № 3 работал помощником машиниста тепловоза. Затем встал за правое крыло локомотива. Его энтузиазма и трудолюбия хватило бы на многие годы. Но болезнь не щадит никого. Владислав ушел из жизни в 59 лет.
«Именно таким должен быть настоящий железнодорожник: с открытой душой и огромной любовью к своей профессии», – вспоминая друга, отметил машинист-инструктор Антон Ковалевский. Он рассказал об их студенческих годах в Вильнюсском железнодорожном техникуме. А машинист Игорь Иванов – о совместной учебе в столичном отраслевом училище. Бывший машинист депо Валерий Ковалев посвятил коллеге стихотворение. А строки «Мы выбрали в жизни свою колею, другой колеи нам не надо» присутствующие поддержали дружными аплодисментами.

О коллегах вспоминает бывший машинист-инструктор депо Антон Ковалевский

Необыкновенно теплая, эмоциональная и волнительная атмосфера царила в тот вечер. К слову, некоторые документы и фотографии из семейного архива Крамковские передали в музей предприятия. Его экспозиции очень заинтересовали молодое поколение. Учащиеся столичного отраслевого колледжа с интересом рассматривали фотографии, вырезки из газет, документы, награды и других легендарных машинистов – Владимира Яцкевича, Павла Клечковского и Николая Кояло, которым уже были посвящены подобные вечера. Завершили мероприятие словами: «Как же добросовестно и самоотверженно трудились в послевоенное время наши деды и прадеды, причем не ради наград и званий. Они для нас – пример настоящей трудовой отваги, истинной любви к своей Родине».

Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика