Магистраль – в его сердце

Почетный железнодорожник Николай Пунинский из тех людей, кто однажды выбрав профессию, остался верен ей на всю жизнь. Почти полвека он работал на железнодорожном транспорте движенцем, в том числе более тридцати лет на Белорусской магистрали, проявив себя профессионалом высочайшего класса, человеком ответственным и порядочным.

Николай Пунинский родился в деревне Стаховка Оршанского района в крестьянской семье. Его отец погиб в первые месяцы Великой Отечественной. Растил и воспитывал детей отчим, который работал в колхозе главным бухгалтером. Именно он и посоветовал Николаю после окончания семилетки с похвальной грамотой выбрать профессию железнодорожника. Николай поступил в профильный оршанский техникум на специальность «эксплуатация железных дорог». Позже он скажет, что благодарен отчиму за разумный совет, потому что уже в первые месяцы обучения проявил интерес к будущей профессии, а магистраль стала его призванием.
В 1959 году выпускника направили в Няндомское отделение Северной железной дороги, Управление которой находилось в городе Ярославле. Поначалу трудился дежурным по станции Няндома. Перенимая опыт у коллег, парень доказывал, что серьезное дело, требующее ответственности и оперативности, ему по плечу. Молодого специалиста назначили поездным диспетчером напряженного участка Няндома – Вожега.
– Поток поездов на этом участке в сторону Мурманска и Архангельска был большой, – вспоминает Николай Юрьевич. – А из Архангельска и Воркуты в направлении Вологды мы принимали в сутки до 50 пар грузовых и пассажирских поездов. Кроме того, в районе станции Плесецкая, расположенной на линии Няндома – Архангельск, строился космодром, и туда шло много стройматериалов.
Няндомское отделение стало во многом знаковым для Николая Юрьевича. Здесь, уже работая старшим поездным диспетчером, он познакомился с будущей супругой Ларисой, которая в то время трудилась дежурным по станции Коноша. Позже Ларису Евгеньевну перевели в отделение дороги на должность ведущего инженера. Через некоторое время молодые люди поженились. Уже более полувека они идут по жизни вместе.
Город Няндома запомнился Пунинским своими одно- и двухэтажными домами, деревянными тротуарами, а в зимнее время – холодным клубом, куда на редкие концерты приезжих артистов они ходили в валенках и полушубках. Только с 1960 года в городе стали строить пятиэтажные дома. В новую квартиру в одном из первых таких домов молодая семья переехала из общежития.
В 1970 году Николай Пунинский перевелся на Белорусскую магистраль. Работал поездным диспетчером на направлении Барановичи – Лунинец – Житковичи – Пинск. Затем был поездным диспетчером участка Барановичи – Волковыск, потом дежурным по отделению дороги. Старался работать без ошибок и максимально оперативно, чем и снискал уважение у коллег.
В 1975 году его перевели на должность дорожного диспетчера в Управление дороги, позже назначили старшим дорожным диспетчером. С 1978-го и в течение последующих двадцати лет Николай Юрьевич работал заместителем начальника оперативно-распорядительного отдела службы движения.
– В те годы много делалось для совершенствования эксплуатационной работы магистрали, – продолжает собеседник. – На дороге внедрялась маршрутизация перевозок, сокращали простой вагонов и увеличивали средний вес поезда. Важно было обеспечить своевременную погрузку калийных удобрений, наливных, строительных грузов и импорта на пограничных станциях. Среди диспетчеров развернулось соревнование за ускоренное продвижение поездов по стыковым пунктам нашей и соседних железных дорог. В моей памяти остались люди, с которыми довелось работать рука об руку, с полной самоотдачей. Это бывшие начальники дороги Степан Шкапич и Евгений Володько, заместитель начальника дороги Николай Дыщенко, руководители служб Дмитрий Мартынюк, Вячеслав Козак и Аркадий Масюк, заместители начальника оперативно-распорядительного отдела Василий Сотников и Антон Лицкевич, руководитель отдела станций Александр Станкевич и многие другие.
За годы работы Николай Юрьевич стал наставником для молодых специалистов.
Многолетний безупречный труд Николая Пунинского оценен по достоинству. Он становился лучшим поездным диспетчером как Северной, так и Белорусской железных дорог, был поощрен именными часами министра путей сообщения СССР. В его профессиональной копилке орден «Знак Почета», знаки «Почетному железнодорожнику», «Отличный работник Белорусской железной дороги».
Сегодня Николай Юрьевич на заслуженном отдыхе. Но магистраль по-прежнему остается в сердце. В свое время БИИЖТ окончили сын и невестка. По стопам Пунинского пошли два его младших брата, сестра и племянник. А ныне правнуки проявляют интерес к дороге и с восторгом рассматривают поезда, проходящие недалеко от дачи, куда Николай Юрьевич выезжает с ребятами на лето. Ветеран надеется, что они тоже станут железнодорожниками.

Станислав САВЧЕНКОВ

Яндекс.Метрика