В служении науке
Отмечая 80-летний юбилей, Федор Пищик, ведущий преподаватель, доцент БелГУТа, не устает повторять свой жизненный девиз: «Обучать студентов новому можно, если сам изучаешь!». Для молодых коллег это образец преподавательской деятельности – сложной, ответственной и кропотливой.
…Отец Федора Платоновича был бригадиром пути. В летний период рядом с ним работал и сын-старшеклассник. А потом из далекого Малоритского района Брестской области серебряного медалиста судьба привела в БИИЖТ. Упорство и трудолюбие позволили ему успешно окончить эксплуатационный факультет вуза. Затем практика – государственная комиссия направила Федора Пищика на Ашхабадскую железную дорогу. Год работы дежурным на станции Небит-Даг, еще столько же – начальником разъезда и четыре года – заместителем начальника станции Чарджоу.
Полученный опыт позволил легко адаптироваться в коллективе научно-исследовательской лаборатории кафедры «управление эксплуатационной работой» БИИЖТа. В составе научного сообщества под руководством профессора Ивана Тихомирова он принял участие в обследовании многих станций железнодорожной сети СССР, в разработке новых технологий работы сортировочных и участковых станций, а также в выполнении других интересных научно-исследовательских тем по заказам МПС, а также Московской и Белорусской железных дорог.
Федора Платоновича зачислили в очную аспирантуру кафедры «Эксплуатация железных дорог». Он успешно защитил диссертацию на тему «Методы посуточного анализа основных показателей работы сортировочных станций». Фундаментальные знания Федор Пищик вложил в подготовку нормативно-технической документации для Белорусской железной дороги. Сегодня это опытный и уважаемый преподаватель, достойный продолжатель научной школы профессора Тихомирова.
Научный и профессиональный опыт Федора Платоновича востребован при выполнении экспертиз по самым сложным нарушениям безопасности движения поездов. Много внимания он уделяет проведению курсов повышения квалификации работников дороги, стараясь развить инновационные подходы в организации перевозочного процесса.
С 1972 года Федор Платонович на преподавательской работе. И до сих пор он с полной отдачей обучает студентов. За эти годы выработал и реализовал важные для молодых коллег принципы. Детальная методическая проработка учебного материала, наличие хорошо оформленного конспекта лекций или занятий, подготовка по сложным вопросам примера решения, наличие методического пособия для лабораторных и практических работ, простота изложения сложных процессов и многое другое. Реализует системный подход к обучению: преподаватель дает студенту необходимые знания, а тот должен выполнить все задания в полном объеме и показать свое понимание вопроса.
За время работы Федор Платонович подготовил лекции по многим дисциплинам: «Организация движения на железнодорожном транспорте», «Общий курс железных дорог», «Применение математических методов в инженерных и экономических расчетах», «Основы стандартизации», «Безопасность движения поездов», «Управление эксплуатационной работой», «Технология работы железнодорожных станций и участков» и многие другие. Методический опыт успешно реализовал в пособиях. Особо ценные труды – в области безопасности движения поездов. На протяжении 30 лет преподаватель последовательно развивает курс «Обеспечение безопасности движения», издает совместно с коллегами и специалистами Белорусской железной дороги учебные и практические пособия. Сегодня в золотом фонде кафедры фундаментальное учебное пособие «Безопасность движения на железнодорожном транспорте», которое имеет гриф Министерства образования Беларуси. Оно ценно не только для студентов, но и востребовано инженерно-техническими работниками Белорусской и других железных дорог.
Федор Платонович – сторонник творческого обучения, выявления таланта студентов. Много лет и сил он культивирует традицию проведения предметной олимпиады.
– Я уверен, что активное вовлечение студентов в изучение правил технической эксплуатации, инструкции по движению поездов и других документов позволяет повысить их профессиональную подготовку, дать первичные навыки контроля выполнения технических требований и регламентов, что очень важно при организации движения поездов, – отмечает Федор Пищик.
Еще одна грань его таланта – организаторские способности. Он с блеском реализовал их в воспитательной работе на эксплуатационном факультете, на протяжении 13 лет занимая должность заместителя декана. Наладил тесную связь с производством, благодаря чему учащиеся получили возможность проходить практику на различных предприятиях железной дороги.
Почетный железнодорожник, награжденный тремя знаками «Отличный работник Белорусской железной дороги», Федор Платонович – пример добросовестного отношения к работе. И в то же время – внимания и помощи коллегам, сохранения лучших научных и педагогических традиций, которые позволяют добиваться успехов в подготовке нового поколения специалистов для железных дорог.
Владимир КУЗНЕЦОВ,
доцент кафедры «Управление
эксплуатационной работой» БелГУТа