С ювелирной точностью
Разработку маршрута для перевозки сверхнегабаритного парогенератора, предназначенного для отечественной атомной электростанции, выполнили специалисты Дорожной габаритообследовательской станции Центра диагностики объектов инфраструктуры. В конце ноября этот груз большого веса и объема доставили по Белорусской магистрали до станции Бобровники в Островецком районе.
Для этого был задействован не только специализированный подвижной состав, но и детально проработан маршрут всеми причастными службами магистрали. Успешно справились со своей работой и инженеры брестского подразделения Дорожной габаритообследовательской станции.
– Мы разработали схему движения и условия для безопасного пропуска состава с парогенератором по маршруту Езерище – Витебск – Полоцк – Молодечно – Бобровники, – рассказывает начальник Дорожной габаритообследовательской станции Александр Рябцев. – Произвели множество измерений объектов дорожной инфраструктуры, на главных и станционных путях проверили габарит приближения строений. Все расчеты выполнили, можно сказать, с ювелирной точностью, благодаря чему локомотивная бригада без задержек доставила сверхнегабаритный груз на конечную станцию. Размеры парогенератора впечатляют: его длина составляла 16 метров, а вес превышал 400 тонн. К примеру, на перегонах он перемещался со скоростью не более 40 км/ч, а на станциях – не более 10 км/ч. Кстати, два негабаритных парогенератора в декабре еще предстоит доставить к атомной станции.
Александр Рябцев возглавил коллектив Дорожной габаритообследовательской станции в марте нынешнего года. В октябре 2017-го она вошла в состав Центра диагностики объектов инфраструктуры – филиала Белорусской железной дороги. Это позволит выйти на качественно новый уровень.
Сейчас здесь трудятся шесть человек. Это ведущий инженер Виталий Серко, инженеры Алла Радыванюк (в этом году она отмечена Благодарностью начальника дороги), Людмила Янчук, Андрей Лысюк и Александр Дашкевич. Несмотря на то, что все они находятся в Бресте, выявлением негабаритных мест при ремонтах пути, строительстве объектов, зданий и сооружений занимаются по всей Белорусской магистрали.
– Особое внимание уделяем объектам, которые близко расположены к железной дороге (зданиям, светофорам, платформам), – говорит Александр Алексеевич. – С целью безопасного движения поездов следим, чтобы габаритные расстояния объектов инфраструктуры соответствовали требованиям «Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь» и ГОСТ 9238-2013 «Габариты подвижного железнодорожного состава и приближения строений». Например, мачтовые светофоры, опоры устройств и здания постов должны устанавливаться на расстоянии 2450 мм от оси соседних путей, а карликовые светофоры – на расстоянии не менее 1920 мм при высоте не более 1100 мм. Эти и многие другие условия прописаны в разработанной Инструкции по обеспечению на Белорусской железной дороге норм габарита приближения строений в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-2013.
На начало ноября на магистрали значилось более 1600 негабаритных мест (только в этом году выявлено свыше ста).
– Ежегодно выходит дорожный приказ по их устранению с конкретными сроками исполнения, – рассказывает ведущий инженер Виталий Серко. – Все эти негабаритные места у нас зафиксированы в журнале. Мы контролируем, исправили ли причастные организации наши замечания. Считаю, что их представители в отделениях дороги трудятся ответственно, однако внимание этому вопросу не должно снижаться.
Виталию Серко опыта не занимать: он отлично разбирается в путевом хозяйстве. Окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта и профильный вуз в Москве. Начинал монтером в Брестской дистанции пути (здесь, кстати, в свое время путевым обходчиком трудился его дедушка Владимир Константинович). В 1999 году перевелся в нынешнюю Дорожную габаритообследовательскую станцию. Сначала был инженером, а с этого года стал ведущим инженером. Виталий – представитель династии в третьем поколении, его мама Нина Павловна работала главным бухгалтером в Брестской дистанции защитных лесонасаждений.
На специалистов Дорожной станции возложены ответственные задачи. Помимо сплошного измерения габаритных мест в междупутьях, на станциях и перегонах, разработки маршрутов для пропуска сверхнегабаритных грузов, они уделяют внимание соблюдению габаритов при выполнении ремонтов пути, капитальном строительстве и реконструкции объектов магистрали.
– На каждый месяц у нас утверждены станции и перегоны, которые мы должны проверить, – вступает в разговор инженер Андрей Лысюк. – В целях оперативного сбора информации и соблюдения требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях в регулярные командировки выезжаем по двое. График напряженный – много времени занимают переезды.
Однако им не привыкать: в дорогу эти специалисты всегда отправляются подготовленными, вооружившись необходимыми измерительными приборами. С собой берут рулетку, рейку, лазерный дальномер, который определяет расстояние до объекта, а также груз-отвес.
За восемь лет работы на предприятии Андрей Лысюк познал секреты профессии, понимает, на что необходимо обращать особое внимание. Он с отличием окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта, а в 2011-м – БелГУТ. С большим багажом знаний сюда чуть более года назад пришел и его коллега – инженер Александр Дашкевич.
– Ежегодно мы осуществляем сплошные проверки в нескольких дистанциях пути. В текущем году проинспектировали Полоцкую, Могилевскую и Жабинковскую, – говорит Александр Рябцев. – Кроме того, выполняем расчеты габаритов объектов сторонних предприятий. Так, в 2017-м делали это для Мозырского НПЗ и газонаполнительной станции в Лыщицах.
В настоящее время на магистрали внедряется система АСУ «Негабарит», которую разработали специалисты Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги. В специальную программу можно внести все негабаритные места на дороге и с ее помощью контролировать их устранение. В коллективе Дорожной габаритообследовательской станции считают, что эта система значительно усовершенствует работу.
Обеспечение габаритных расстояний является важным критерием, особенно в условиях развития Белорусской магистрали, когда появляется новый подвижной состав, увеличиваются скорости движения поездов, строятся новые здания и сооружения.
Юрий ФЕДОРЕНКО