Узел новых возможностей
Переключение Жлобинского железнодорожного узла на микропроцессорную централизацию завершится в ближайшие дни. Этот крупнейший на Белорусской магистрали проект знаковый как по объему выполненной работы, так и по перспективам, которые он открывает.
В эти дни в узле царит напряжение. Здесь трудятся бригады почти всех дистанций сигнализации и связи Белорусской железной дороги, путейцы, движенцы, ревизоры, специалисты УП «Белтрансавтоматика», представители Гомельского отделения, профильных служб Управления и другие.
– К финальному этапу внедрения МПЦ в Жлобинском узле приступили 27 ноября. С тех пор работы не прекращаются ни днем, ни ночью, – рассказывает заместитель начальника службы сигнализации и связи Управления дороги Григорий Атрохов. – В центре внимания – светофоры, стрелочные переводы, рельсовые цепи, поездная и станционная связь, автоблокировка на перегонах, другие объекты.
Особое внимание – надежности и долговечности. Например, в новых светофорах и трансформаторных ящиках использованы элементы из особого стеклопластика, который обладает повышенной прочностью, устойчивостью к влаге и коррозии. Это позволяет рассчитывать на более длительный, чем при использовании иных компонентов, срок службы изделия, снизить эксплуатационные расходы.
Нынешний этап – третий в большом проекте. Ранее, еще в 2016-м, микропроцессорную централизацию стрелок и сигналов внедрили на станции Жлобин-Подольский. Весной 2017 года подошла очередь станции Жлобин-Северный. Теперь же изменения коснулись трех парков станции Жлобин: Орловского, Пассажирского и Южного. В них функционируют почти 250 светофоров, свыше 180 стрелочных переводов (всего их в узле более 320). Такое существенное обновление – одно из самых масштабных на Белорусской магистрали за последние годы. Ранее большой объем пусконаладочных работ был выполнен при переключении на МПЦ станций Степянка и Полоцк (примерно по 75 стрелочных переводов на каждой из них).
Масштабное обновление требует четкой координации действий всех причастных служб. Для этого в Жлобинском узле два раза в день проходят планерки, на которых для максимально эффективного распределения времени и сил специалистов определяют приоритетные объекты. Многие трудятся на путях: на станции организованы 19 стрелочных постов. Особое оживление чувствуется на посту электрической централизации станции Жлобин, где уже демонтировано оборудование в прежней релейной. На другом этаже установлено электронное табло коллективного пользования, на котором отражена схема путевого развития станции. Рядом – столы со множеством мониторов. Там в скором времени расположатся дежурные по станции. Специалисты выполняют наладку оборудования, тестируют его.
Будущие «новоселы», которые пока трудятся по соседству на своем привычном месте, на новое оборудование внимания не обращают. И на это есть весомые причины: из-за переключения на МПЦ движение организовано в особом режиме, что требует от дежурного по станции и его коллег двойной концентрации, четкости и согласованности действий.
– В период проведения работ, связанных с отключением устройств СЦБ, через станцию ежесуточно осуществляется пропуск около 80 пассажирских и грузовых поездов, производится маневровая работа, – отмечает заместитель начальника службы перевозок Управления дороги Алексей Макриденко. – Чтобы обеспечить безопасность движения, работникам хозяйства перевозок необходимо максимально концентрироваться на правильности приготовления маршрутов для обеспечения безопасного пропуска поездов, быть предельно внимательным.
Нынешний год проходит под знаком 155-летия Белорусской магистрали. Успешно переключить Жлобинский узел на МПЦ накануне юбилея – не только почетная, но и очень ответственная задача. И сотни железнодорожников, задействованных в реализации проекта, прекрасно это понимают.
Для многих из них участие в подобном проекте – ценный опыт, который будет востребован в дальнейшем. Ведь необходимость обновления инфраструктуры назрела и на других направлениях Белорусской магистрали. Среди них – участок Жлобин – Калинковичи – Словечно, в том числе Калинковичский узел, где функционируют свыше 160 стрелочных переводов. Еще более впечатляющий проект – внедрение микропроцессорной централизации в Гомельском железнодорожном узле. Там стрелочных переводов около 400.
В настоящее время устройствами микропроцессорной централизации оборудованы свыше трех десятков станций Белорусской железной дороги. Внедрение МПЦ имеет много преимуществ, в числе которых дистанционный мониторинг исправности устройств и оборудования. Все это снижает эксплуатационные расходы и повышает безопасность движения поездов. Кроме того, внедрение современных технологий позволит в перспективе вывести такую работу на качественно новый уровень. Например, в Минске организовать дистанционный мониторинг устройств микропроцессорной централизации, размещенных в разных отделениях дороги, и с учетом этого повысить эффективность эксплуатации инфраструктуры.
Руслан АНАНЬЕВ