Декабрь
Пт
04
2020

Вагончик тронется, сюжет останется

Машинист локомотивного депо Гомель Юрий Кравченко удивляет друзей и коллег шедеврами собственной фотоживописи – на основе фотографии при помощи компьютерной графической программы создает картины.

– Фотоживопись – дополнение к моему основному увлечению. С детства рисую акварелью, пишу карандашом, маслом, – рассказывает мастер. – Я художник-самоучка. Все люблю постигать сам. Как грунтовать холст, как смешивать и накладывать краски, как обрабатывать поверхность картины. Многому научил тесть – известный гомельский живописец Виктор Казаченко.
В локомотивное депо Гомель Юрий Кравченко пришел в 1980 году. Начинал слесарем по ремонту подвижного состава, затем окончил курсы по подготовке помощников машиниста, еще спустя три года самостоятельно повел состав в рейс. Уже почти 35 лет он трудится машинистом. Профессионализм Юрия Владимировича отмечен нагрудными знаками «Выдатнік Беларускай чыгункі» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км».
Когда на предприятии узнали, что он еще и мастер кисти и холста, доверили творческую работу: железнодорожник создавал стенгазеты, оформлял стенды – и информационные, и для комнаты боевой и трудовой славы депо. Не переставал творить и для себя. Только тематика менялась. Со временем Юрий Владимирович освоил искусство фотографии. Этот опыт ему пригодился, когда увлекся фотоживописью. С тех пор всегда с собой берет фотоаппарат. Нужный кадр, признается собеседник, можно увидеть в любой момент – даже на территории депо или возвращаясь с работы домой.
– Что бы ни говорили, а профессия машиниста – это романтика, ежеминутное вдохновение для художника, – отмечает железнодорожник. – Ведешь состав, а перед тобой – нетронутая красота природы, нежные краски весны и осени, строгая гармония зимы и роскошь лета. Сейчас я выполняю маневровую работу, но когда водил грузовые поезда, любил рейсы в грозу или метель. Да, это дополнительные напряжение, ответственность, но мне, как художнику, такая погода была только в радость. Возвращался из поездки, даже ночной, и сразу брал в руки краски, чтобы сделать хотя бы несколько набросков.
Сегодня Юрий Владимирович редко пишет картины красками или маслом – не хватает времени. Благодаря современной технике он нашел альтернативу. Фотография загружается в прикладную компьютерную программу и в ней обрабатывается. При этом есть возможность выбрать стиль – акварель, пастель или карандашный набросок. Чтобы создать персональный шедевр, необходимо тщательно подобрать различные параметры, проработать детали, поэкспериментировать с многочисленными настройками.
– Фотография останавливает мгновение, отражает детали, а краски, пусть даже виртуальные, компьютерные, делают изображение более мягким, создают эффект движения, реальности происходящего, – рассуждает художник. – По сравнению с фото свет от фонарей становится менее резким, а клубы дыма – более воздушными. И вот уже кажется, что раздастся гудок, и тепловоз тронется в путь. Нужно учитывать, что во время преобразования многие мелкие детали теряются. Поэтому исходные снимки должны иметь четко выраженную композицию и минимум побочных элементов.
– Есть в его творчестве изюминка, которая придает работам особую неповторимость, – делится впечатлениями заместитель начальника депо по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Вячеслав Денисков. – У меня в кабинете картина Юрия Кравченко с изображенным на ней паровозом. Посмотрю на нее – и настроение улучшается.
…На днях в доме отдыха локомотивных бригад депо Гомель открылась персональная выставка машиниста, на которой представлены более 20 его работ в стиле фотоживописи.
И это только маленькая часть! Точное количество даже сам автор затрудняется назвать. Сейчас железнодорожник с помощью графической программы изучает новую технику – пуантилизм, когда краски накладываются раздельными четкими мазками в виде точек или пятен в расчете на их оптическое смешение при зрительном восприятии картины.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика