Ноябрь
Сб
02
2024

«Магистраль – это наша судьба»

Четыре поколения семьи Михайловых – Орловых связали свою жизнь с железной дорогой. На магистрали они отработали в общей сложности 167 лет и значительную часть из них – в Витебской дистанции пути.

Родоначальник династии Иван Михайлов (в центре) с семьей

– Родоначальник династии – мой дедушка Иван Михайлович Михайлов – на этом предприятии трудился почти сорок лет: сначала путевым рабочим, после – бригадиром пути, – рассказывает инженер технического отдела по текущему содержанию пути дистанции Светлана Орлова (в девичестве – Михайлова). – Дедушка за дело болел всей душой, был ответственным человеком, а еще немногословным и очень строгим. Помню, лишний вопрос боялась ему задать. Сначала всегда обращалась к бабушке Зинаиде Малаховне, которая, кстати, до Великой Отечественной работала дежурным по переезду. Она, добрая и уступчивая, для нас с братом была как подружка, мы делились с ней самым сокровенным, часто просили совета. У бабушки с дедушкой проводили все летние каникулы.
Семья Михайловых жила недалеко от станции Грибачи. Долгие годы Иван Михайлович обслуживал перегон Грибачи – Бычиха. Светлана Владимировна вспоминает, что даже дома шум поезда слышался отчетливо. «И под него особенно хорошо засыпалось», – с улыбкой замечает собеседница.
На долю супругов Михайловых выпали тяготы военного и послевоенного времени. Но они не пасовали перед трудностями, преодолевали их вместе. Воспитали четверых детей – Фантина, Римму, Валентина и Владимира. После гибели на фронте родного брата Иван Михайлович с женой приютили еще и двух племянников. Дали и им дорогу в жизнь.

Владимир и Олимпиада Михайловы

По примеру отца некоторое время путевым обходчиком работал старший сын Фантин. Почти пять десятков лет отдал магистрали и его брат Владимир – отец моей собеседницы. В 1956 году он пришел работать в путевую колонну, которая обслуживала участок Витебск – Езерище. Позже, после окончания Брестского техникума железнодорожного транспорта, Владимир Иванович стал бригадиром пути на этом участке.
«В этой путевой колонне мои родители и познакомились, – говорит Светлана Владимировна. – Мама Олимпиада Ивановна пришла сюда работать в начале 60-х, до этого несколько лет трудилась в ПМС-78. Отцу пришлось постараться, чтобы завоевать сердце матери. Даже дрался со своими соперниками. Поженились родители через три года после знакомства и прожили вместе 41 год».
Первой у них родилась дочь Светлана, через четыре года на свет появился сын Дмитрий. Спустя несколько лет после этого радостного события семья переехала в городской поселок Езерище – Владимира Ивановича перевели на участок Езерище – Бычиха, где он работал дорожным мастером почти 30 лет. В свое время пятый околоток, который он возглавлял, был лучшим в соцсоревновании по сети дорог СССР. За добросовестный труд Владимира Михайлова отметили орденом Трудовой Славы III степени, знаком «Отличный работник Белорусской железной дороги».

Дмитрий Михайлов

– Отец работал, не жалея ни сил, ни личного времени, по-другому он просто не умел, – замечает дочь. – Он всегда – и в будни, и в выходные – на первое место ставил работу, трудился с полной самоотдачей и, несмотря на большую загруженность, никогда на жизнь не жаловался, любил пошутить. А свободное время проводил в лесу и на рыбалке, иногда даже сидели с удочками всей семьей.
Владимир Михайлов был авторитетом для своих детей, наставником в профессии, воспитал их в уважении к путейскому труду. Вместе с Владимиром Ивановичем на околотке работал его сын Дмитрий – выпускник Великолукского техникума железнодорожного транспорта: сначала монтером пути, а затем бригадиром. К сожалению, жизненный путь Дмитрия был недолгим, в возрасте 30 лет он скоропостижно скончался. Пережить горе родным помогла только поддержка друг друга…
Быть сильными и стойко преодолевать трудности – так учил Владимир Иванович своих детей. Этот урок Светлане Владимировне пригодился. «Характером я – вся в отца: очень терпеливая, но боевая и волевая, себя в обиду не дам», – с улыбкой говорит железнодорожница. Профессию Светлана Владимировна тоже выбрала, как у отца, – путейскую.
В 1982-м поступила в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». После его окончания три года отработала в Сонковской дистанции пути Октябрьской железной дороги: сначала дорожным мастером, после старшим инженером в техотделе.
– Помню ли я свои первые впечатления о работе? Еще как! Поверьте, они были не из приятных! – теперь уже с улыбкой вспоминает собеседница. – Представьте себе, я – девчонка после института – ночью иду одна по перегону проверять путь, в руках только фонарь. А где-то невдалеке воют волки… После таких проверок казалось – страшнее в моей жизни уже ничего не будет.
Светлана Владимировна рассказывает, что ее бригада обслуживала около семи километров пути и две станции, одна из которых была узловой. Это был сложный участок. Привести в надлежащее состояние путь дочери помогал отец. Будучи в отпуске, он приезжал к Светлане и временно устраивался монтером в Сонковскую дистанцию пути.
– После этого хоть спала спокойно, ночью никуда не вызывали, – продолжает собеседница. – А когда я уже работала в техотделе, отец мне помог разобраться с документацией.
К слову, первое рабочее место стало судьбоносным: здесь она встретила свою вторую половину – Сергей Орлов учился в Бологовском железнодорожном училище и приехал в дистанцию для прохождения практики.
– Я его заметила первой, – улыбается собеседница. – Девчонкам сразу сказала: «Этот – мой!».
Уже буквально через два месяца Светлана и Сергей расписались. И вот уже 27 лет они вместе, воспитали сына Игоря. Он – специалист по геоинформационным системам.

Светлана Орлова (Михайлова) и Александр Клименко

В Беларусь Светлана Владимировна вернулась уже вместе с супругом в 1992-м. Сначала жили у родителей в городском поселке Езерище. Вскоре железнодорожнице предложили место в техотделе Витебской дистанции пути, и молодая семья переехала в город на Западной Двине.
С тех пор – уже 24 года – Светлана Владимировна трудится на предприятии инженером по текущему содержанию пути. Ее муж Сергей Михайлович работал в Витебской дистанции пути, позже некоторое время – в ПМС-118.
В дистанции пути трудится и ее племянник – правнук основателя династии, внук Риммы – Александр Клименко. Свою железнодорожную биографию он начинал с локомотивного депо Витебск в 2004 году. Без отрыва от производства заочно окончил Московский государственный университет путей сообщения. С 2014 года Александр трудится в дистанции пути мастером по ремонту и обслуживанию зданий и сооружений, а также исполняет обязанности главного механика.
– Приятно выполнять работу, которая тебе по душе, – говорит самый младший представитель путейской династии. – А когда осознаешь, что твоя профессия передается из поколения в поколение, приятно вдвойне: берет гордость за свою семью, которая на протяжении долгих лет оставалась верной одному делу, одному предприятию.
Александр вместе с супругой Алесей воспитывают двух сыновей – семилетнего Илью и одиннадцатилетнего Никиту. Железнодорожник надеется, что они продолжат славную династию. «А как иначе? Магистраль – это наша судьба», – подытоживает он.

Екатерина ОСОВСКАЯ

Яндекс.Метрика