Помнить и гордиться
В канун юбилея магистрали коллектив локомотивного депо Барановичи отмечает еще одно знаковое событие: 35 лет назад, в декабре 1982 года, из ворот предприятия после текущего ремонта (ТР-1) вышел первый электровоз ВЛ80с.
– Для ремонта первых локомотивов на электрической тяге были созданы две бригады, которые трудились посменно. Перед допуском к работе электрики, механики, мотористы прошли специальные курсы при БИИЖТе. На первый электровоз мы смотрели, как на диковинку. К примеру, чтобы снять токоприемники, собирали консилиумы. Специального инструмента для ремонта не было – нехитрые приспособления придумывали и изготавливали сами, – вспоминает ветеран депо Василий Боровский.
В восьмидесятые годы Василий Леонидович трудился мастером ремонтного цеха. Его коллегой был Игорь Грузинов – специалист высокого класса, рационализатор, человек, имеющий не одну отраслевую награду.
– Самой большой проблемой была невозможность испытать отремонтированный электровоз «под проводом»: напряжения в сети в локомотивном депо Барановичи в то время еще не было. Мы могли лишь проверить работу пневматики и механическую часть. Затем отремонтированную машину принимала столичная локомотивная бригада, в составе поезда его отправляли в Минск и уже там проверяли под напряжением, – рассказывает Игорь Александрович.
Опыт текущего и среднего ремонта электровозов и электропоездов позволил деповчанам быстро освоить и капитальный ремонт: начать его на базе локомотивного депо Барановичи руководство Белорусской железной дороги решило в конце 90-х. До этого их восстанавливали в Киеве, Красноярске и Ростове. С развалом СССР и ликвидацией единой сети железнодорожного транспорта возникла необходимость в развитии отечественной инфраструктуры. Первый локомотив на электрической тяге после капитального ремонта вышел из цехов предприятия в марте 1992 года. Сегодня такой вид ремонта в депо ежегодно проходят около 100 секций электропоездов ЭР9, электровозов ЧС4т и ВЛ80с. Причем местные специалисты не только обновляют подвижной состав, но и осуществляют работы по продлению сроков службы электровозов ВЛ80с и электропоездов ЭР9. Для этого разработана необходимая документация, проводятся всевозможные обследования и принимаются меры для обеспечения более длительной эксплуатации. Количество отремонтированных секций в объеме текущего ремонта исчисляется сотнями в год, а техническое обслуживание – тысячами. К слову, локомотивное депо Барановичи – уникальное предприятие на постсоветском пространстве, совмещающее в своей специализации капитальный ремонт как электровозов, так и электропоездов. В 2011 году оно стало базовым на дороге по ремонту электроподвижного состава благодаря современному оборудованию и накопленному опыту ремонта на высоком технологическом уровне.
– Приписной парк электровозов регулярно растет, – говорит начальник локомотивного депо Барановичи Сергей Ольшевский. – До 2012 года на Белорусской железной дороге работали 52 электровоза ВЛ80с. На сегодня к ним добавились 12 электровозов БКГ1 и 18 электровозов серии БКГ2.
К освоению новой техники специалистам локомотивного депо Барановичи не привыкать: на предприятии организовано не только техническое обслуживание, но и ремонт в объеме СР-2 электровозов серии БКГ. Локомотивное депо Барановичи определено базовым предприятием по выполнению капитального ремонта электровозов серии БКГ. Но, глядя вперед, коллектив не забывает свою историю. Историю, которой по праву можно гордиться.