Всегда ценил сплоченность
Историю дороги пишут люди: каждый из нас на своем рабочем месте вносит лепту в общее дело. Но есть и те, чей вклад в развитие отрасли оказывается особенно весомым. В локомотивном депо Орша, в ревизорском аппарате магистрали, на многих предприятиях и в организациях до сих пор с благодарностью вспоминают Александра Орлова. На днях почетный железнодорожник отметил 90-летие.
Детство и отрочество Александра Дмитриевича прошли в Тамбове. С началом войны безоблачная пора закончилась. «Только с нашей улицы добровольцами на фронт ушли 27 мужчин, – вспоминает ветеран. – Вернулись 8 (в том числе мой старший брат и дядя), четверо из них остались инвалидами».
Большую часть времени Шура находился дома один. Маму – работника канцелярии пединститута – мобилизовали. Она была старшим кондуктором в хвостовом вагоне поезда, который доставлял технику и воинские эшелоны под Сталинград. Отец продолжал работать на пороховом заводе в Котовске (городке под Тамбовом).
– Я тогда был подростком, 14 лет, все время голодный, – делится воспоминаниями юбиляр. – Только и мечтал, чтобы наесться хлеба вдоволь. Выживал, как мог. Бегал по Тамбову с карточками, искал, где их отоварить. Это был 1941 год, дело к зиме. Печеного хлеба в городе не найти. Давали по 200 граммов (полнормы) муки грубого помола. Варил из нее саламату – заваривал кипятком. Туда еще сахарную свеклу стругал для вкуса. Единственная отдушина – когда мать возвращалась из поездки и привозила полагавшийся ей усиленный паек, куда входили и хлеб, и масло, и селедка. Для меня это был настоящий пир.
К слову, именно мама посоветовала Александру выбрать железнодорожную стезю. Юноша поступил в местный профильный техникум. А по его окончании – в Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Учиться было непросто. Все свободное время юноша проводил в библиотеке: сказывалась нехватка знаний, недополученных во время войны. Здесь же, в институте, он встретил будущую супругу Нину Тимофеевну. Они прожили душа в душу 70 лет, воспитали двоих детей, радовались внукам. В этом году женщина ушла из жизни. Пережить тяжелую потерю ветерану помогают близкие.
Но вернемся в 1952 год. После окончания института молодая семья железнодорожников Орловых переезжает в Смоленск (Западная железная дорога), где Александр работает помощником машиниста паровоза, позже – мастером заготовительного цеха. Толкового сообразительного парня быстро заметили, поэтому уже через два года ему доверили должность главного инженера в паровозном депо Орша (самом крупном по объему работы на Белорусской магистрали). Пройдет всего пять лет, и Орлов возглавит это предприятие. Именно при нем здесь были созданы первый на сети железных дорог СССР экспериментальный цех и экспериментальная бригада.
– Перед нами была поставлена задача изменить систему эксплуатации паровозов, перейти на длинные плечи, повысить производительность за счет организации работы незакрепленных бригад, – поясняет ветеран. – Для этого понадобилось менять психологию людей, создавать более совершенную систему обслуживания, модернизировать сами паровозы. Также пришлось коренным образом перестраивать технологический процесс в депо, повышать уровень механизации. Руководить разработкой и внедрением в производство новых технологий я назначил мастера Анатолия Барташевича. Впоследствии МПС СССР было принято решение изучить наш опыт и распространить его на всей сети дорог.
За годы работы в Орше Александр Дмитриевич проявил себя грамотным специалистом, инициативным и дальновидным руководителем. Он не только внедрил в депо новую систему работы, но и значительно улучшил условия труда. Его коллектив не раз получал высокие награды, среди которых орден Октябрьской революции и переходящее Красное знамя Совета министров БССР, оставленное на вечное хранение, за достигнутые успехи в республиканском соцсоревновании. В 1971-м предприятию было присвоено имя Героя Советского Союза Константина Заслонова.
В том же году Орлова назначали дорожным ревизором по безопасности движения, с 1983-го его должность звучала как заместитель начальника Белорусской железной дороги – дорожный ревизор по безопасности. На этой работе он зарекомендовал себя эрудированным инженером, который глубоко разбирается в специфике деятельности различных хозяйств магистрали, принципиальным и справедливым руководителем. При его непосредственном участии на дороге был внедрен новый подход к организации работы по обеспечению безопасности движения и охраны труда. Объявлено соревнование среди коллективов предприятий на премию имени машиниста В. А. Яцкевича, развивалось движение общественных инспекторов, широко использовался опыт других дорог по предупреждению аварийности.
– Большая работа была проделана и в отношении восстановительных поездов после того, как на уровне МПС приняли решение о передаче их из ведения локомотивного хозяйства под патронаж ревизорского аппарата, – рассказывает ветеран. – Особые слова благодарности я адресую своему бывшему заместителю Францу Иосифовичу Тышкевичу, на чьи плечи в первую очередь и легла эта ноша. Мы пересмотрели географию дислокации этих поездов, оптимизировали их количество, усилили мощности, повысили оперативность работы, модернизировали подвижной состав и оборудование, улучшили бытовые условия работников.
Александр Орлов отмечен правительственными наградами – орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, Почетной грамотой Верховного Совета БССР, рядом медалей. Оглядываясь назад, юбиляр отмечает, что прошел непростой, но очень интересный жизненный путь. И больше всего ценил дух сплоченности, которым славится стальная магистраль.
Инга МИНДАЛЁВА