Апрель
Вс
11
2021

Энергия обновления

За последние пять лет благодаря реализации крупных инвестиционных проектов протяженность электрифицированных участков Белорусской железной дороги выросла до 1212,3 км.

Движение на электротяге организовано на участках Гомель – Жлобин – Осиповичи и Молодечно – Гудогай – госграница. Такое обновление стало катализатором важных изменений и в смежных хозяйствах дороги, что выводит стальную магистраль на качественно новый уровень.

Гомельский вектор

Электрификация железнодорожного участка Гомель – Жлобин – Осиповичи протяженностью 193 км выполнили в 2011 – 2015 годах в соответствии с Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь. Проект был реализован в сотрудничестве с китайскими партнерами.
С такими объемными задачами справились успешно. И с октября 2013 года по маршруту Минск – Жлобин было организовано регулярное движение поездов на электровозной тяге, а с июня 2016-го – между столицей и Гомелем.
Непростую задачу осуществили с расчетом на перспективу. На новых тяговых подстанциях внедрили современное силовое оборудование и компоновочные решения, обеспечивающие высокую эксплуатационную надежность и безопасность обслуживания. Появились современные системы управления, диагностики и удаленного мониторинга состояния тяговых подстанций, автоматизированная система контроля и учета потребления электроэнергии на базе новейшего оборудования и программного обеспечения. Строительство устройств контактной сети осуществили с учетом основных технических требований, обеспечивающих более высокие скорости движения поездов – до 160 км/ч.

Мастер энергомонтажаного поезда Михаил Яковлев руководит работой. Станция Сморгонь. Май 2017 г.

В зеркале перемен

Ставка на передовые технологии сделана и при электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница. Работы завершены в 2017-м, когда дорога отмечает 155-летие.
Знаковой при реализации этого проекта стала станция Пруды. Именно там в сентябре 2015 года была установлена первая опора контактной сети и дан старт новому проекту. Там же спустя два года прошла церемония открытия движения поездов на электровозной тяге на участке Молодечно – Гудогай – госграница – Кяна. На станции располагалась и временная база Энергомонтажного поезда УП «Белтрансавтоматика», специалисты которого внесли весомый вклад в реализацию проекта.

Цифры и факты

В настоящее время в полном объеме электрифицирована белорусская часть II Общеевропейского транспортного коридора на участке Брест – Минск – Орша – госграница с Россией, а также часть IX Общеевропейского транспортного коридора (от госграницы с Литвой и Гудогая до Гомеля).
Эксплуатационная длина электрифицированных участков Белорусской магистрали составляет 22% от общей протяженности дороги. После выполнения работ на линии Жлобин – Калинковичи – Барбаров данный показатель вырастет до 24,5%.

Установка фундаментов опор в Гомельском узле. Август 2015 г.

Сегодня на работе этой небольшой станции, как в зеркале, отразились заметные изменения, связанные с электрификацией.
– В последнее время поездов прибавилось, – рассказывает начальник станции Пруды Евгений Зенько. – За сутки проходят около двух десятков пар грузовых и несколько пар пассажирских.
При этом вместо тепловозов используются электровозы БКГ1, БКГ2 и ВЛ80. Выросла скорость движения грузовых поездов. Почувствовали перемены и пассажиры. За счет использования электропоездов расстояние от Молодечно до Прудов можно преодолеть быстрее, чем прежде. Кроме того, ранее, например, при поездке из столицы в сторону Гудогая пассажирам приходилось делать пересадку в Молодечно. Теперь же на электропоезде можно доехать напрямую.
И это тоже экономия времени.

Электромеханик Андрей Ярмакович вместе с электромонтером Иваном Осиповичем измеряют параметры подвески контактной сети. Декабрь 2017 г.

– Новое оборудование, бесспорно, более эффективное, – уверен электромеханик тяговой подстанции Пруды Юрий Игнатович.
Многие процессы на тяговой подстанции нового поколения автоматизированы. А это – минимум человеческого внимания и обслуживания. Поэтому два специалиста здесь трудятся лишь по будним дням. В ночное время управление дистанционно из Минска осуществляет старший дорожный энергодиспетчер.
Новые производственные и бытовые помещения осваивают и работники местного района контактной сети. Их здание построено в одном комплексе с тяговой подстанцией.
– Новая контактная сеть надежная, хлопот не доставляет, – рассказывает электромеханик Андрей Ярмакович. – Мы обслуживаем участок от Молодечно до станции Солы (не включая ее). С помощью специального оборудования проверяем состояние контактной сети и ее элементов, обеспечиваем стабильную работу и безопасность эксплуатации.
Среди работников этого подразделения есть и первозимники, которые делают лишь первые шаги в профессии. Осваивать передовые технологии, использовать современное оборудование молодым особенно интересно.

Электромеханик тяговой подстанции Пруды Юрий Игнатьевич проверяет работу оборудования. Декабрь 2017 г.

Очередные горизонты

Благодаря вводу в эксплуатацию участка Молодечно – Гудогай – госграница доля перевозимых по электрифицированным участкам Белорусской железной дороги грузов, как прогнозируется, значительно возрастет. Дополнительные преимущества получили и пассажиры: с декабря 2017 года современные электропоезда начали курсировать между Минском и Вильнюсом.
Повышение технической и маршрутной скорости, снижение себестоимости перевозок, уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду – это лишь некоторые из плюсов электрификации. Поэтому вполне закономерно, что впереди новые проекты.
В частности, электрификация линии Жлобин – Калинковичи – Барбаров протяженностью 139 км запланирована на 2018 – 2020 годы.
В последние годы наряду с организацией работы по электрификации новых участков в центре внимания специалистов профильной службы Управления дороги и вопросы модернизации действующих устройств электрификации и электроснабжения. Реализуются проекты по усилению системы тягового электроснабжения на участке Молодечно – Минск – Осиповичи, проводится работа по приведению устройств технологического электроснабжения к нормам содержания.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика