Апрель
Пт
16
2021

Когда история оживает

Обновленными вернулись в Брестский музей железнодорожной техники несколько уникальных экспонатов. В том числе паровоз серии Л-5297, знаменитая «Лебедянка». Сегодня локомотив не только полностью восстановлен, но и привлекает посетителей оригинальной подсветкой и даже выпускает клубы пара. Вернулись на свои места и тепловоз ЧМЭ2, паровой кран с платформой ПК6 1947 года выпуска.

…Какой мальчишка в детстве не мечтал об игрушечной железной дороге? О маленьком, с ладошку, паровозике, который бегает по рельсам, еще лучше – работающим на батарейках. Многие и сегодня с удовольствием собирают из них целые коллекции. И не только дети. Неудивительно, что среди посетителей Брестского музея большинство составляют именно любители раритетной техники.
В музее с ней можно познакомиться поближе – потрогать и даже побывать, к примеру, в кабине машиниста. Смотрители подробно расскажут об устройстве каждого экспоната. Все они в разное время собирались буквально по крупицам и тщательно реставрировались.
– У нашего музея железнодорожной техники, как и у Белорусской магистрали, в этом году особая дата – ему исполнилось 15 лет, – говорит директор Юрий Заяц. – Сейчас проходит обновление экспозиции. Скоро установим четырехосный крытый вагон, получивший вторую жизнь. На предприятиях Брестского отделения в ремонте находятся наш самый старый тепловоз ТЭ1, еще один серии ТГК 608, паровозы Л № 0009 и маневровый 9П (по прозвищу «Клоп»), а также пассажирский купейный вагон 1937 года выпуска. Гости музея смогут их увидеть в следующем году. В 2018-м собираемся удивить посетителей новым экспозиционно-выставочным комплексом.
В любом музее, и этот – не исключение, особую заботу сотрудники проявляют к самым старым экспонатам. Таковыми здесь являются два паровоза серии Эу. Первый имеет номер 686-98, а второй – 699-45 (правда, он пока находится в депо Брест-Восточный, в фондах музея).
– Обе машины выпущены в 1929 году на Брянском паровозостроительном заводе, – проводит экскурсию для корреспондента «Железнодорожника…» Юрий Заяц. – Такие локомотивы массово строились во второй половине 1920-х годов, вплоть до 1931-го.
Паровозы серии Э железнодорожники ласково называли «Эхо» или в шутку «Эшак». Во время Великой Отечественной они эксплуатировались практически во всей прифронтовой зоне. Знаменитая женщина-машинист Елена Чухнюк работала именно на локомотиве этой серии. брестский машинист Федор Фадеев, также получивший звание Героя Социалистического Труда, тоже управлял таким. «Эшки» использовали до середины 1970 годов, потом их отправили на консервацию. Иных постигла другая судьба – пошли в металлолом. Двум брестским паровозам в этом плане повезло – они уцелели.
– В 1990 годы я лично забирал их из локомотивного депо Полоцк. Когда-то они трудились на Белорусской магистрали, – продолжает Юрий Заяц. – Одну машину уже обновили, на очереди вторая. Интересный факт: в настоящее время на Белорусской таких паровозов, как мы называем «в металле» (то есть на колесах), осталось всего три – два находятся у нас, а третий – у наших коллег в Барановичском музее (причем их раритет старше, 1928 года выпуска).

Сегодня в организациях Белорусской железной дороги работают 9 музеев, 18 комнат боевой и трудовой славы (комнат истории) и 2 зала истории (зала трудовой славы), общий музейный фонд которых составляет более 54 тыс. единиц. Пяти музеям присвоено звание «Народный музей».

Паравоз серии Эу — самый старый экспонат

О музейных экспонатах мой собеседник может рассказывать часами, только успевай записывать и фотографировать. В Бресте собрана впечатляющая коллекция паровозов, тепловозов, двух- и четырехосных вагонов выпуска 1903 – 1940 годов, два уникальных паровых крана на железнодорожном ходу, дрезины, снегоочиститель. Сейчас в музее представлено 52 экспоната. Есть и сверкающие новой краской, как будто только вчера сошедшие с конвейера. Бережное отношение сотрудников к этим трудягам заслуживает уважения.
– Вот смотрите, уникальный грузовой паровоз серии ФД20-1237, который назвали в честь Феликса Дзержинского, – продолжает знакомство с техникой Юрий Михайлович. – Эта машина выпущена в 1936 году на Ворошиловградском паровозостроительном заводе (они строились с 1931-го по 1941 год). А рядом – грузовой паровоз ЛВ и знаменитый пассажирский скоростной П36 (оба выпуска 1955 года). Последний развивал конструктивную скорость 125 км/ч. Кстати, он получил прозвище «Генерал» за цветные полосы (как лампасы) по бокам. Перед каждым экспонатом установлена табличка с кратким описанием машины и ее характеристик. Это своего рода «паспорт» локомотива.
Именно паровозы П36 и ЛВ с 1998-го по 2003 год использовались на Украинских железных дорогах в составе туристических поездов. Кстати, в этих поездках техникой управляла локомотивная бригада из Бреста – машинист Василий Карабанюк и помощник Виктор Маркиянов (сейчас оба на заслуженном отдыхе).
Человеку неосведомленному все паровозы кажутся похожими, ведь только специалисты могут точно различать их по сериям и годам выпуска. У каждого экспоната – своя судьба. Одним повезло больше, другим – меньше. В музее обращаю внимание на отдельную серию паровых машин – ТЭ. Оказывается, это германские военные паровозы. Первая буква в аббревиатуре означает «трофейный», а вторая указывает на тип, близкий по конструкции к советскому.
– В музее сейчас их четыре единицы, – говорит Юрий Михайлович. – Специалисты знают, что они – так называемой 52-серии, построенные в Германии в 1943 году. На сеть дорог СССР во время Великой Отечественной войны и после нее поступило более двух тысяч машин этой серии. Многие наши паровозы участвовали в съемках художественных фильмов белорусских и российских кинематографистов. И, надо сказать, вместе с их «любимчиком», паровозом серии Э, часто в кадр попадали и эти – трофейные.
«Киношники» используют технику Брестского музея (паровозы и вагоны) более десяти лет. Съемки проходили в Минском отделении – в районе Смолевичей, Богданова, Вилейки, а также в Брестском – в Мотыкалах, в районе моста через речку Лесная. Особенно часто в кадр попадает станция Дубица. Ее историческое здание вкупе с настоящими паровозами помогает создать атмосферу военного времени.
Побывать в Брестском музее – все равно, что совершить путешествие в прошлое. По словам смотрителей, настоящим любителям раритетной техники, среди которых как белорусы, так и гости из Польши, Германии, Китая, Великобритании, порой и целого дня мало.

Двухосный пассажирский вагон 1926 года выпуска

Сегодня за выставочными экспонатами музея – кропотливый труд брестских железнодорожников, энтузиастов своего дела. Одним из них является нынешний директор Юрий Заяц, который стоял у истоков создания музея в 2002 году.
– Экспозицию начали создавать еще в 1989 году, – рассказывает собеседник. – Вместе с Аркадием Приветнем, бывшим начальником базы запаса паровозов в Высоко-Литовске, объездили всю Белорусскую магистраль и многие уголки СССР. Основной костяк экспонатов собрали в течение шести лет (до 1995 года).
К примеру, паровоз серии Су обменяли на наш трофейный ТЭ-322 в Ростовском музее железнодорожного транспорта. Некоторые локомотивы поступили к нам с Октябрьской дороги России. Мы тогда просто жили идеей создать в Бресте железнодорожный музей. И у нас это получилось.
Для Юрия Михайловича – каждый экспонат по-своему дорог, ведь несет в себе частицу ушедшей эпохи. Паровозы и тепловозы, как плод конструкторской инженерной мысли, неотделимы и от истории нашей страны. Глядя на уникальную технику под открытым небом, ловишь себя на мысли, что, кажется, она вот-вот отправится в путь.
В такие минуты испытываешь гордость не только за этот музей, но и за ветеранов, которые работали на этих раритетах.

От имени коллектива Минского завода колесных тягачей я рад поздравить всех работников Белорусской железной дороги со 155-летием со Дня ее образования и с наступающим Новым годом!
Уважаемые работники железнодорожного транспорта! Сердечно поздравляю вас со знаменательным праздником! Железные дороги по праву считаются основными транспортными артериями страны, от успешной работы которых зависят не только безопасность и комфорт пассажиров, но и поступательное развитие всех отраслей народного хозяйства.
Дорогие железнодорожники! Вы избрали особенную жизненную дорогу – железную, и ваш труд будет востребован всегда. Ваши созидательная энергия и энтузиазм создают новые маршруты, модернизируют подвижной состав, обновляют вокзалы и депо, совершенствуют уровень обслуживания пассажиров. Спасибо вам за преданность своему делу, которое требует большой ответственности, дисциплины, а подчас и мужества! Желаю вам гладких путей и высоких скоростей! И пусть зеленый свет светофора сопутствует любым вашим начинаниям! Крепкого здоровья, благополучия и семейного счастья!
Пусть успешно реализуются все намеченные вами планы! С праздником!

С уважением,
генеральный директор ОАО «МЗКТ» И. Л. Летов

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика