Сервис международного уровня
На станции Брест-Северный приступили к реализации инвестиционного проекта по строительству контейнерной площадки. Это один из этапов развития инфраструктуры грузового терминала на белорусско-польской границе.
В Брестском железнодорожном узле в этом году достигнут максимальный объем перегрузки контейнеров – свыше 90 тыс. единиц (к примеру, за весь прошлый год их было около 66 тыс.). Такой рост обеспечен благодаря стабильному спросу на доставку грузов контейнерными поездами, которые следуют из Китая в Европу и обратно.
– Строительство контейнерной площадки позволит увеличить среднесуточную перерабатывающую способность станции в 1,5 раза и в два раза – площади хранения контейнеров, – рассказывает ее руководитель Эдуард Грузинский. – В настоящее время есть возможность хранить до 1,5 тыс. контейнеров, однако с реализацией проекта доведем показатель до 3 тыс. единиц. Это также повысит привлекательность погранперехода Брест – Тересполь и позволит обеспечить своевременный пропуск поездов и перегрузку грузов.
Продолжается активная подготовка к расширению территории производственного участка станции Брест-Северный. Необходимо выполнить переустройство железнодорожных путей, приобрести два современных погрузчика-ричстакера для работы с контейнерами, закупить другое оборудование. Внедрение нового козлового контейнерного крана грузоподъемностью 45 тонн с автоматическим спредером позволит одновременно перегружать не один, а два поезда.
Специалисты уже приступили к демонтажу нескольких старых зданий, чтобы на будущей контейнерной площадке подготовить необходимые коммуникации. Основную часть работ планируется выполнить к лету 2018 года.
– Проект строительства предусматривает и внедрение нового программного обеспечения для работы с контейнерами, которое поручено выполнить Брестскому информационному вычислительному центру по экспортно-импортным перевозкам, – продолжает Эдуард Владимирович. – Сейчас там разрабатывают компьютерную модель контейнерной площадки.
К примеру, новая программа позволит работникам станции Брест-Северный и предприятия «Брестгрузтранслогистик» оперативно находить в режиме онлайн необходимые контейнеры и потом формировать из них определенный поезд. При этом переносными гаджетами будут пользоваться приемо-
сдатчики груза и багажа, водители ричстакеров, крановщики.
За последние годы на станции Брест-Северный созданы инфраструктура для повышения качества транспортных и логистических услуг и благоприятные условия на белорусско-польской границе для клиентов. В частности, введен в эксплуатацию 13-й путь (крытая площадка) для перегрузки товаров из открытого подвижного состава колеи 1435 мм в подвижной состав колеи 1520 мм и обратно. Здесь осуществляется выгрузка техники из автомобилей в вагоны и наоборот. Кроме того, основные перегрузочные фронты и парки оборудованы камерами видеонаблюдения, что обеспечивает сохранность грузов.
По словам Эдуарда Грузинского, железнодорожники стремятся предоставлять клиентам качественный сервис, в том числе благодаря внедрению новых технологий. На станции применяется автоматизированная программа подачи заявок по контейнерным поездам. Клиенты, которые пользуются соответствующим программным обеспечением, дистанционно делают заявку на погрузку, предварительно заключив со станцией договор. Это позволяет отслеживать в реальном времени поступление на станцию контейнеров и их транспортировку за ее пределами.
По прогнозам, в 2018 году из Китая в Европу проследует около 200 тыс. контейнеров. Благодаря увеличению перерабатывающих способностей в Бресте к такому объему будут готовы.
В Республике Беларусь центральное место в работе с контейнерными поездами занимает городская товарная станция Колядичи ГП «БТЛЦ».
Модернизация ее терминально-складской инфраструктуры позволила предложить грузовладельцам качественно новый сервис международного уровня. В эксплуатацию введены две контейнерные площадки и одна тяжеловесная, прирельсовый крытый склад с рампой для выгрузки железнодорожных вагонов. Приобретено новое, современное крановое оборудование и автотранспорт.
Результатом реконструкции станции стало создание современного транспортно-логистического центра. Здесь осуществляют обработку и перевалку грузов, следующих в регионы Беларуси, а также страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья с использованием возможностей железнодорожного и автомобильного транспорта. Обеспечивают и обработку грузов, перевозимых в составе международных специальных поездов. Все это свидетельствует о том, что станция Колядичи стала международным контейнерным хабом и одним из крупных партнеров морских операторов. Налажено взаимодействие с балтийскими портами (Клайпеда, Вентспилс, Таллинн, Рига) и черноморскими (Одесса, Ильичевск). Устанавливается сотрудничество с портом Гданьск (Польша).
Одно из наиболее активно развивающихся и приоритетных направлений деятельности ГП «Белинтертранс – транспортно-логистический центр («БТЛЦ») – перевозки грузов контейнерными поездами. На сегодняшний день бесперебойно курсируют маршрутные контейнерные поезда, соединяющие страны СНГ, Балтии, ЕС и Азии, а также в направлении Китай – Европа – Китай. Самым перспективным является китайский вектор. Развитие контейнерных перевозок в направлении Китай – Европа – Китай осуществляется в рамках реализации инициативы «Один пояс – один путь», что способствует укреплению торгово-экономического сотрудничества между государствами Европы и Азии.
Клиентами станции Колядичи являются крупные предприятия Беларуси. Обслуживание осуществляется по принципу «одного окна». Здесь оказывают услуги по выгрузке, погрузке, хранению тяжеловесных грузов, крупнотоннажных контейнеров и по складированию, а также по доставке грузов собственным автотранс-портом, таможенному оформлению и страхованию груза, формированию контрейлерного поезда, креплению негабаритного груза и подготовке контейнеров, работают с рефрижераторными контейнерами. Годовая перерабатывающая способность Колядичей – почти 70 тыс. вагонов и 90 тыс. автомобилей.
В перспективе на станции Колядичи намерены расширить спектр оказываемых услуг, увеличить номенклатуру обрабатываемых грузов, привлечь дополнительные объемы за счет работы с крупными компаниями, внедрять современные информационные технологии, позволяющие решать сложные задачи по организации логистического сервиса.
На терминале Аульс Барановичского грузового центра транспортной логистики развивают интермодальные перевозки в направлениях Запад – Восток и Восток – Запад. Здесь выполняют погрузку и выгрузку грузов из автомобилей в крытые вагоны и наоборот.
– Мы стремимся постоянно улучшать качество работы с грузоотправителями, а для этого предоставляем комплексные услуги: от фотоотчета о погрузке до оформления документов на перевозки, – рассказывает заместитель начальника центра Александр Вербило. – Почти три года осуществляем экспедирование грузов. Все это позволяет работать успешно.
К примеру, по итогам 11 месяцев 2017 года объем грузопереработки составил 2032,2 тыс. тонн – 107,3% к плану и 108,4% к аналогичному уровню 2016-го.
В состав центра входят 13 грузовых терминалов, расположенных на станциях Лососно, Брузги, Аульс, Барановичи-Центральные, Слоним, Тимковичи, Новоельня, Гутно, Лида, Волковыск, Свислочь, Горынь, Лунинец, а также участок по обслуживанию и ремонту. На предприятии обеспечены безопасность движения поездов, сохранность перевозимых грузов, безаварийная работа на каждом производственном участке.
Особое внимание уделяется грузовому терминалу Свислочь. Он расположен рядом с границей Беларуси и Польши, специализируется на перегрузке навалочных, лесных, тяжеловесных и тарно-упаковочных грузов из вагонов колеи 1520 мм в подвижной состав колеи 1435 мм. Здесь перерабатывается 35% грузов от всего объема предприятия (в основном уголь, щепа, кокс, щебень). На крытом складе перегружаются зерновые и тарно-упаковочные грузы. И объемы перевозок постоянно растут.
Слаженно трудится производственный участок Гродно, который состоит из грузовых терминалов Брузги, Лососно и Аульс. Первый из них расположен на границе с разной шириной колеи.
– В Брузгах осуществляем перегрузку контейнеров, – продолжает Александр Владимирович. – В частности, в этом году выполнили несколько пробных перевозок контейнерными поездами из Китая в Польшу и Германию. Планируется, что с 2018 года они станут регулярными.
Сегодня на грузовом терминале Аульс задействованы все погрузочно-выгрузочные фронты. На тяжеловесной площадке два козловых крана грузят удобрения в мягкие контейнеры (так называемые биг-беги), и продукция отправляется на экспорт (ежедневно по 10 вагонов). Параллельно выгружаются железобетонные изделия для строительства высоковольтной линии электропередачи к будущей атомной станции. Кроме того, на терминал поступают лесоматериалы для предприятий свободной экономической зоны «Гродноинвест», листовое стекло и опоры.
Юрий ФЕДОРЕНКО