Ноябрь
Ср
25
2020

Яркие страницы малой Белорусской

Отвечать за свои действия, ценить взаимовыручку и настоящую дружбу, добиваться поставленных целей – всему этому учат на Детской железной дороге имени К. С. Заслонова. Но главное – именно здесь ребята получают знания и практические навыки, которые помогают будущим железнодорожникам стать настоящими профессионалами. Здесь по праву гордятся своим прошлым – в нынешнем году малая Белорусская отметила 62-летие – и с оптимизмом смотрят в будущее.

Календарь событий

Для малой Белорусской нынешний год стал не менее насыщенным, чем для ее старшей сестры-именинницы – Белорусской железной дороги.
Он был наполнен познавательными экскурсиями, встречами, мероприятиями. В гости к юным заслоновцам приезжала делегация Китайской компании по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC). Ее представители передали сертификат на сумму 30 тыс. долларов для развития материально-технической базы малой Белорусской. К слову, на эти средства уже заказан тренажер для дежурных по станции. В скором времени он появится в учебном центре ДЖД. Кроме того, навестила юных железнодорожников и делегация австрийской компании Plasser & Theurer, которая специализируется на производстве машин, оборудования и инструментов для строительства, текущего содержания и ремонта железнодорожных путей.
Запоминающейся для ребят стала встреча с начальником Белорусской магистрали Владимиром Морозовым, в ходе которой он пообещал оказать им содействие в организации поездки в Санкт-Петербург на Октябрьскую детскую железную дорогу. В городе на Неве ребята побывали в июне. Этот визит стал ответным: в свое время юные российские железнодорожники участвовали в торжествах, посвященных 60-летию малой Белорусской, и пригласили ее воспитанников к себе. Они организовали увлекательные экскурсии, рассказали об особенностях малой Октябрьской магистрали и даже провели краткосрочные практические занятия, в ходе которых белорусы попробовали себя в качестве машинистов, дежурных по станции, проводников пассажирского вагона. Словом, ребята провели время увлекательно, познавательно и с пользой.
В рамках подготовки к юбилею Белорусской магистрали юные железнодорожники посетили с экскурсиями локомотивное депо Минск, столичный вагоноремонтный завод им. А. Ф. Мясникова, белорусско-швейцарское предприятие по выпуску электропоездов – ЗАО «Штадлер», музеи столичного метрополитена и минской конки. Кроме того, они побывали на XXI Международной cпециализированной выставке «СМІ ў Беларусі», а также XI Международной специализированной выставке «Транспорт и логистика – 2017». Не были юные железнодорожники разве что в космосе. Но даже туда им удалось отправить письмо с поздравлением ко Дню космонавтики и свою коллективную фотографию. Адресатом послания стал наш земляк, Герой России космонавт Олег Новицкий.
Детская железная дорога становилась одной из праздничных площадок города, где проходили торжества в честь Дня Победы, Международного дня защиты детей, Дня Независимости Беларуси. Гости малой Белорусской стали зрителями открытой репетиции белорусскоязычного мюзикла «Чыгунка», в основе которого лежит сказка мальчика с аутизмом Кости Жибуля. Постановку подготовили семейный инклюзив-театр «i» и один из белорусских операторов мобильной связи. В представлении участвовали 35 актеров и 50 юных железнодорожников. Во время профессионального праздника в здании станции «Заслоново» прошла ХХ юбилейная выставка железнодорожного моделирования, где были собраны экспонаты из разных регионов Беларуси. Экспозиция макетов станций, более сотни локомотивов и вагонов вызывала восхищение у посетителей.
Участвовали юные железнодорожники в творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсах. Встречались с легендарным человеком – кинооператором, художником, историком, автором фильма-альбома «Первые железные дороги России» Олегом Авдеевым.
– Считаю самым важным в нашей работе то, что на Детской железной дороге, как и прежде, юным железнодорожникам прививают интерес к магистрали, помогают сделать первые шаги в будущей профессии. В нынешнем году ее выпускниками стали 36 ребят. Около половины выбрали для себя железнодорожные специальности и поступили в профильные учебные заведения, – говорит начальник малой Белорусской Валерий Савич.
Сегодня Детская железная дорога имени К. С. Заслонова отличается от старшей сестры не только возрастом, но и шириной колеи (почти вдвое уже «взрослой») и длиной – только четыре километра. Но в остальном она в точности повторяет все лучшее, что присуще Белорусской железной дороге, и при этом является кузницей молодых кадров стальной магистрали.

Экскурс в историю

Первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тбилиси. Через год, в августе 1936 года, первая очередь (всего 0,5 км) детской магистрали начала работать и в Гомеле. Во время активных боевых действий гомельская детская железная дорога была разрушена, восстанавливать ее посчитали нецелесообразным.
Новую детскую магистраль решили строить в столице Беларуси. Осенью 1954 года приступили к работам. В них принимали участие минские школьники, молодежь и, конечно, железнодорожники. Они выполняли земляные работы, устанавливали путевые знаки. В кружках шла теоретическая подготовка ребят к первой производственной практике.
В распоряжение детской магистрали передали присланный из Эстонии паровоз 159-232 Подольского завода, шесть четырехосных пассажирских вагонов постройки Столбцовского вагонного депо и одну грузовую платформу.
Первый состав отправился в путь 9 июля 1955 года с перрона станции «Парк культуры» (так называлась тогда станция «Заслоново») до «Соснового бора» и обратно. Позже построили еще одну станцию – «Пионерскую». Она является технической – здесь проводится экипировка локомотивов и вагонов, ремонт и подготовка к рейсам. В 1971 году Детской железной дороге присвоили имя Героя Советского Союза, железнодорожника Константина Заслонова. А станцию «Парк культуры» переименовали в «Заслоново».

За шесть десятилетий на малой Белорусской менялось многое: проводилась модернизация путевого хозяйства и устройств сигнализации и связи, обновлялся подвижной состав. В мае 2009 года был открыт новый учебный центр с профильными классами, компьютерным кабинетом и залом истории.
Сегодня парк Детской железной дороги состоит из двух тепловозов ТУ7А-2782, ТУ7А-3350 и 12 вагонов серии ПВ51, один из которых оснащен дизель-генераторной установкой, предназначенной для освещения и отопления состава. Все вагоны оборудованы системой радиовещания для проведения музыкального сопровождения и тематических экскурсий.

  • Малая Белорусская – единственная на постсоветском пространстве дорога, которая работает не только в теплое время года, но и зимой. «Новогодний экспресс» в предпраздничные и праздничные дни увозит маленьких пассажиров на волшебную поляну, где их ждет встреча со сказочными героями и, конечно, с Дедом Морозом и Снегурочкой.
  • Ежегодно детская железная дорога перевозит в среднем более 50 тыс. пассажиров.
  • Протяженность главных путей малой Белорусской – 3,79 км, полная эксплуатационная длина – 4,5 км. Ширина колеи – 750 мм.

Из первых уст

Малую Белорусскую Роман Лобажевич до сих пор считает первой ступенькой к профессии, с интересом следит за всем, что там происходит, и с удовольствием делится воспоминаниями:
– Я вырос в семье железнодорожников. Отец работал машинистом в столичном локомотивном депо, мама – дежурным по отправлению на станциях Минск-Пассажирский и Минск-Сортировочный. Они и посоветовали мне пойти на Детскую железную дорогу, видя мой интерес к магистрали. Четыре года учебы пролетели незаметно. Каждое воскресенье на занятия на станцию «Заслоново» летел, как на крыльях. Освоил все профессии, попробовал вести состав… В столичный колледж железнодорожного транспорта поступил легко именно благодаря знаниям, полученным на малой Белорусской.
Да и во время учебы в колледже и в университете мне было значительно легче, чем другим ребятам. Поездную практику проходил в локомотивном депо Орша, а работать пришел в столичное. Начинал помощником машиниста электровоза сначала в грузовом движении, потом в пассажирском. Позже встал за правое крыло. Несколько лет водил электровозы, затем обучал локомотивные бригады. А последний месяц исполняю обязанности заместителя начальника локомотивного депо Минск по эксплуатационной работе. Именно на малой Белорусской учился работать в команде. Сегодня с уверенностью могу сказать, что детская железная дорога – отличный старт в профессию.

Подготовила Анна МЕРКУШЕВИЧ

Яндекс.Метрика