Дорога – в сердце

Эрудированный и компетентный человек, который о железной дороге, кажется, знает все. С большим уважением он говорит о коллегах, с которыми ему довелось работать, любит поразмышлять о будущем магистрали – ей он отдал не одно десятилетие.

Первое рабочее место — станция Боковая. 1961 г.

А еще неравнодушный, ответственный и трудолюбивый. Таким знают ветерана Белорусской Ивана Дейкуна не только в родном Гомеле, но и на всей дороге.

Дом, в котором сегодня живет Иван Иванович, расположен недалеко от железнодорожного вокзала, в двух шагах – БелГУТ, рядом – гомельский отраслевой колледж. Все это – знаковые места в жизни ветерана. Впрочем, в биографии этого человека немало страниц, и на каждой – новые лица, станции, города, должности. Неизменным остается лишь его преданность магистрали.
В 1961 году Иван Дейкун окончил Гомельский техникум железнодорожного транспорта. По распределению отправился на первое рабочее место – дежурным по станции Боковая Пермского отделения Свердловской железной дороги. Спустя всего полгода молодого специалиста перевели на станцию третьего класса Кез (так называется и районный центр в Удмуртии). Вспоминает, что движение в ту пору было очень интенсивное: 140 пар поездов в сутки. И неудивительно: это был главный ход направления Москва – Горький – Пермь – Свердловск.
В январе 1963-го Ивана Дейкуна перевели на участковую станцию первого класса Верещагино – дежурным станционного поста. Вскоре он стал дежурным по станции, а затем заместителем начальника станции. Карьера шла в гору. Ивана Ивановича назначили ревизором движения профильного отдела Пермского отделения дороги. Новая должность требовала и новых знаний. Начальник отделения Михаил Скумбин предложил своему подчиненному поступать в Уральский электромеханический институт. К вступительным экзаменам Иван Дейкун готовился самостоятельно и стал студентом вуза. Учился там три года, но диплом о высшем образовании получал уже в Гомеле – перевелся в БИИЖТ. Ветеран и спустя десятилетия только добрыми словами вспоминает коллег. Многие из них были неординарными, талантливыми людьми. К примеру, Михаил Скумбин, начальник отдела движения Николай Гаврюшин и его заместитель Игорь Харланович известны тем, что впервые в Советском Союзе разработали прогрессивную систему развоза местного груза. Каждый клиент знал точное время прибытия своего груза. В итоге был значительно сокращен простой вагона. Эту систему внедрили на всей сети железных дорог СССР.

В семье Ивана Дейкуна многие связали жизнь с железной дорогой. Сын Виталий работает на станции Инская Западно-Сибирской магистрали, невестка Лариса на станции Гомель, внук Дмитрий – в Гомельской дистанции пути, второй внук, Евгений, – в Гомельской дистанции электроснабжения.

В должности заместителя начальника Гомельского отделения. 1990 г.

В должности ревизора Иван Дейкун работал год, затем стал заместителем начальника станции Осенцы, расположенной на окраине Перми. Трудился также поездным диспетчером отдела движения на двухпутном участке Пермь – Кунгур. А затем по собственному желанию переехал в родной Гомель.
В 1969 году Иван Иванович приступил к работе дежурного по посту станции Гомель-Хозяйственный, где когда-то студентом проходил практику.
Спустя три года героя публикации перевели в производственно-технический отдел, который вскоре он и возглавил, а в 1976-м стал главным инженером станции Гомель. Еще через год он занял должность начальника пассажирского отдела Гомельского отделения. В 1985-м – главного инженера – первого заместителя начальника отделения.
Испытанием на профессионализм для железнодорожников стала авария на Чернобыльской АЭС. Пришлось оперативно и грамотно решать новые задачи. Резко возрос поток грузов, нужно было реконструировать путевое хозяйство на многих станциях – Авраамовская, Хойники, Василевичи… Составы с песком, гравием шли днем и ночью. В срочном порядке требовался материал для асфальтирования территории населенных пунктов, особенно сильно пострадавших от радиации.
Железнодорожники организовывали вывоз населения, в первую очередь детей из пострадавших районов на оздоровление. Их принимали здравницы всего Советского Союза – от Кавказа до Подмосковья. Составы шли из Алма-Аты, Саратова, Западной Сибири… Проблема заключалась в том, что расписание следования поездов каждая железная дорога составляла по-своему. В итоге до курортов и обратно дети добирались недопустимо долго. Организацию таких маршрутов нужно было совершенствовать. Иван Иванович вплотную занялся этим вопросом:
– По моему предложению в графике движения предусмотрели пропуск «чернобыльских» поездов от Гомеля до станций назначения. Как только становилось известно точное количество путевок, я готовил телеграмму в Москву и на конкретную дату назначали поезд. В итоге значительно сократилось время в пути. Поезда, к примеру, до здравниц Кавказа стали следовать двое суток вместо четырех.
За проделанную работу Иван Дейкун был удостоен знака «Почетный железнодорожник». Впоследствии он работал заместителем начальника Гомельского отделения – начальником бюро по обслуживанию пассажиров, заместителем начальника отделения по информационной работе и социальным вопросам – начальником отдела кадров. На его глазах дорога становилась технически оснащенной, одной из лучших на сети МПС. И сегодня, в независимой Беларуси, по-прежнему высоко держит планку. В этом заслуга всего коллектива. Иван Иванович недавно отметил 75-летие. Гордится он и тем, что его опыт востребован. Особенно приятно ему, к слову, заместителю председателя совета ветеранов Гомельского отделения, встречаться с молодежью отраслевых учебных заведений – думающей, любознательной и трудолюбивой. «В этом – залог хорошего будущего нашей магистрали», – уверен ветеран.

Дмитрий
ВЛАДИМИРОВ

Яндекс.Метрика