Контроль в режиме онлайн
Система диспетчерской централизации «Неман» на восьми участках Белорусской магистрали будет внедрена в течение ближайших трех лет.
К ее проектированию и строительству приступили на объекте «Брест-узел». На очереди – новые задачи. Главная цель таких мероприятий – расширить охват диспетчерской централизацией объектов Белорусской железной дороги и таким образом создать основу для внедрения широкого спектра информационных технологий, повысить эффективность диспетчерского управления перевозочным процессом.
В настоящее время системой диспетчерской централизации «Неман» охвачены Минское, Витебское отделения дороги и большая часть Гомельского. Чтобы продолжить ее внедрение в других отделениях, в конце 2017 года был утвержден План проектирования, модернизации и строительства системы ДЦ «Неман» на Белорусской железной дороге до 2020 года.
Помимо Брестского узла в нынешнем году диспетчерской централизацией предполагается охватить еще несколько объектов: диспетчерские участки Барановичи-узел (на направлении Барановичи – Лида протяженностью 138 км), Волковыск-узел – Гродно-узел (334 км), Осиповичи-узел – Слуцк-узел (419 км), Могилев-узел – Кричев-узел (на участке Могилев – Кричев) (около 100 км). Далее аналогичная работа запланирована между Калинковичами и Лунинцем (на участке Житковичи – Лунинец протяженностью почти 75 км), между Могилевом и Калинковичами (от Могилева до Старосельского, около 85 км), в Лунинецком узле (на участке Барановичи – Лунинец – Горынь протяженностью свыше 140 км).
В проектировании и строительстве будут задействованы специалисты дистанций сигнализации и связи, Конструкторско-технического центра, других предприятий Белорусской железной дороги.
В 2018 году в хозяйстве перевозок Белорусской железной дороги также планируется запустить в промышленную эксплуатацию автоматизированную систему управления станцией Барбаров, завершить внедрение систем автоматизированного ведения графиков исполненного движения поездов на узловых диспетчерских участках Орша, Гомель, Полоцк, Витебск, Барановичи. Кроме того, разработать и внедрить на магистрали автоматизированную систему формирования актуального расписания движения поездов, организовать разработку автоматизированной системы «Информационное табло коллективного пользования ЦУП».
– АС ДЦ «Неман», – объясняют в КТЦ, – обеспечивает дистанционный контроль, выявление отклонений от нормы в технологиях перевозочного процесса, контроль состояния аппаратуры с ведением протокола телесигнализации, действий персонала, обслуживающего объекты энергоснабжения и жизнеобеспечения зданий и сооружений, сигнализации, централизации, блокировки и связи на железнодорожном транспорте.
Внедрение программно-аппаратного комплекса диспетчерской централизации «Неман» позволило существенно сократить затраты на оборудование рабочих мест диспетчеров различных технологических участков (поездных, энергодиспетчеров, диспетчеров связи) и обеспечить персонал наиболее полной информацией об оперативной поездной ситуации, состоянии устройств СЦБ, связи и энергоснабжения. К примеру, при разработке АРМ поездного диспетчера реализованы такие функции, как ведение исполненного графика движения поездов, телеизмерение электрических параметров контролируемых объектов, автоматизация расчетов показателей работы диспетчеров. На базе данной технологии Белорусская железная дорога смогла выйти на новый уровень организации оперативного управления и создать Центр управления перевозками (ЦУП). Конкурентоспособность системы проверена на практике: в настоящее время программно-аппаратный комплекс диспетчерской централизации «Неман» успешно функционирует не только на Белорусской магистрали, но и на дорогах Эстонии, Казахстана.
Применение микропроцессорной техники позволило существенно расширить функциональные возможности системы диспетчерской централизации. Помимо оперативного отображения поездной ситуации, состояния объектов контроля она дополнена функциями автоматического расчета показателей работы, прогнозирования, планирования, документирования событий, ведения архивов документов и нормативно-справочной информации, комплексной диагностики технических средств и состояния программного обеспечения, телеизмерения, обмена с АСОУП (автоматизированной системой оперативного управления перевозками), САИПС (системой автоматической идентификации подвижного состава) и другими.
– Внедрение системы ДЦ «Неман» очень важно для развития хозяйства перевозок, – отмечает заместитель начальника службы перевозок Управления Белорусской железной дороги Алексей Макриденко. – Благодаря этому формируется основа для применения современных систем диспетчерского управления, в том числе, например, автоматизированного ведения графика исполненного движения поездов и его анализа, системы «Автодиспетчер».
Второй, не менее важный эффект – дальнейшая оптимизация штатной численности дежурного сменного персонала за счет дистанционного управления станциями и перегонами, формирования укрупненных диспетчерских кругов.
Руслан АНАНЬЕВ