Полвека – за правым крылом локомотива

Ветерану локомотивного депо Гомель Леониду Беленкову, который отдал магистрали более полувека своей жизни, вчера исполнилось 90 лет.

Несмотря на этот возраст, юбиляр следит за железнодорожными новостями и внимательно читает каждый номер отраслевого издания. Благо – зрение позволяет. Особенно его интересуют статьи о новых тепловозах, электровозах и моторвагонном подвижном составе, что совсем неудивительно: 52 года Леонид Михайлович провел за правым крылом локомотива. Сначала управлял паровозами, затем пересел на тепловозы.
Родился он в Кричеве. Во время оккупации чудом избежал отправки в Германию на принудительные работы. После освобождения города в сентябре 1943 года вместе с товарищами пришел в местное паровозное депо.
– Предприятие нужно было восстановить в кратчайшие сроки, чтобы пустить поезда с военной техникой к линии фронта, – вспоминает Леонид Беленков. – Под руководством деповчан, вернувшихся из эвакуации и с фронта, мы освоили специальности кочегара и помощника машиниста. А в перерывах между учебой участвовали в восстановительных работах.
В конце 1943 года железнодорожные войска возвели деревянный мост через Сож, и в депо появились паровозы. Поезда с военными грузами шли из Унечи и Рославля, а дальше, к линии фронта, их вели кричевские локомотивные бригады. В одну из них в январе 1944-го включили и Леонида Михайловича. Сначала кочегаром, затем – помощником машиниста.
– Передвигались ночью и с выключенным прожектором. Плотно закрывали все двери, даже в будке машиниста не было света, чтобы он не привлек внимание фашистской авиации. Но воздушные атаки – и по двигающимся составам, и по железнодорожному узлу – немецкие летчики проводили регулярно, – говорит ветеран. – Уже был освобожден Минск, а фашистские самолеты еще бомбили наш регион.
Леонид Беленков награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». В мирное время он работал в локомотивном депо Кричев помощником машиниста, машинистом, мастером. Леонид Михайлович всегда тянулся к знаниям. Понимал, что без регулярного повышения их уровня невозможно быть настоящим мастером и профессионалом в своем деле. Без отрыва от производства он получил образование по специальности «тепловозное хозяйство» в Пензенском техникуме железнодорожного транспорта. А спустя два года снова взялся за книги и тетради. В перерывах между рейсами выполнял контрольные работы, присланные теперь уже из Московского всесоюзного заочного техникума железнодорожного транспорта. К слову, учебное заведение молодой человек окончил с отличием.
В 1960 году Леонид Михайлович перевелся в паровозное депо Гомель машинистом. С 1964-го и до выхода на пенсию в 1996 году работал машинистом-инструктором локомотивных бригад.
– В середине 1960-х в депо началась подготовка к переходу на новый вид тяги. Паровозы навсегда уходили в запас, а мы осваивали мощные тепловозы, – вспоминает юбиляр. – К нам пришла первая партия современнейших на то время тепловозов серии ТЭ3 – отличных, надежных локомотивов.
Их плюсы Леонид Беленков оценил одним из первых. Как самому опытному машинисту-инструктору ему первому в депо доверили провести 18 февраля 1966 года грузовой состав с новым тепловозом на участке Гомель – Калинковичи. С вводом в эксплуатацию ТЭ3 вес грузового поезда вырос в несколько раз. Это позволило значительно увеличить объемы перевозок, но чтобы с ними справляться, требовались профессиональные кадры. В колонне машиниста-инструктора Леонида Беленкова было свыше 80 локомотивных бригад. К их подготовке он всегда подходил ответственно. Учитывал и психологическую совместимость людей.
За добросовестный труд и преданность делу Леонид Беленков награжден орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику». Ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта БССР». За полвека обучил не одну сотню машинистов. И сегодня на предприятии его ставят в пример молодым. Не забывают своего наставника и те, кто уже сам на заслуженном отдыхе. Председатель совета ветеранов депо Игорь Вольский, который работал под руководством Леонида Михайловича, – частый гость в доме юбиляра. И в памятный для ветерана день его пришли поздравить с 90-летием представители руководства депо, коллеги и друзья.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика