Мастерству – зеленый свет

Итоговый тур конкурса «Лучший по профессии» среди работников локомотивных бригад, машинистов-инструкторов и техников по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации состоялся в Барановичском подразделении Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

Экзамен у машиниста тепловоза Александра Баева принимает преподаватель дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Сергей Рудя

В финал вышли 54 участника – лучшие представители своих профессий из всех депо магистрали. В первый день знания и мастерство демонстрировали машинисты тепловозов и дизель-поездов, их помощники и техники по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации. Выступая перед участниками, председатель жюри, заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Дмитрий Гольнев напомнил, что этот конкурс стал традиционным и популярным.
А в Барановичах продемонстрировать свой профессионализм могли только победители отборочных туров, которые предварительно прошли в каждом отделении.
Теоретическую подкованность участников оценивали при помощи компьютерного тестирования с использованием специальной программы «Единая система контроля и проверки знаний работников Белорусской железной дороги», которую разработали специалисты Конструкторско-технического центра, и письменных ответов на вопросы. Задания теста касались Правил технической эксплуатации, а также инструкций по эксплуатации автотормозов и охране труда.
– Для конкурса из 3 тыс. вопросов единой системы контроля знаний было отобрано более 600, касающихся Правил технической эксплуатации и инструкций, – объясняет заместитель начальника Барановичского подразделения Дорожного центра Майя Вербило. – Компьютер сам выбирает вопросы для каждого участника. Они отличаются и по тематике, и по сложности. В тест мы включили 40 вопросов, ответить на которые необходимо в течение 20 минут. Кстати, больше всего трудностей вызвали те, которые предполагают несколько вариантов ответа.
– В дорожном конкурсе участвую впервые, – признался машинист локомотивного депо Минск Роман Авдеенко. – Задания не из легких, но в них все то, что мы должны знать и чем руководствоваться в работе. К конкурсу готовился серьезно, старался сконцентрироваться и отвечать быстро.
Дизель-поезда Роман водит всего три года. До этого работал на тепловозах в маневровом, вывозном и хозяйственном движении. Сейчас осваивает подвижной состав польской фирмы PESA. Уверен, что если на сей раз победить не удастся, намерен побороться за выход в финал в следующем году.
Машинист дизель-поезда локомотивного депо Брест Сергей Бурак в конкурсе тоже новичок. Но на тестировании держался уверенно, письменные задания выполнил быстро. Подчеркивает: для крепких знаний нужно постоянное самообразование. Сергей регулярно перечитывает Правила технической эксплуатации, инструкции по движению поездов, сигнализации и связи.
– Я приехал за победой, – рассказывает железнодорожник. – Привык ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Благодарен родным, которые верят в меня, поддерживают, искренне радуются моим успехам.

Во время компьютерного тестирования

Пока машинисты дизель-поездов, их помощники и помощники машинистов тепловозов отвечают на вопросы, машинисты тепловозов демонстрируют свои навыки на практике. Задача участников – как можно быстрее найти и устранить неисправности в электрических цепях запуска и приведения в движение тепловоза 2М62.
– Локомотивная бригада в пути должна быть готова к любым неожиданностям, в том числе и к отказам техники. Поэтому главная идея конкурса – максимально приблизить задания к трудовым будням, – подчеркивает один из членов судейской комиссии, машинист-инструктор локомотивного депо Барановичи Михаил Коваль.
Машинист локомотивного депо Калинковичи Александр Баев с этим заданием справляется на «ура», затратив на поиск неисправностей минимум времени. Александр получил в БелГУТе специальность инженера-электромеханика. За правым крылом локомотива он чуть больше пяти лет. Трудится в грузовом движении – на тепловозах 2ТЭ10 различных модификаций, водит составы на Могилев, Лунинец, Коростень, Гомель. Целеустремленный, трудолюбивый парень охотно повышает свое профессиональное мастерство, дополнительно имеет квалификацию машиниста электровоза.
– Наша работа связана с высоким психологическим напряжением. Особенно страшно, когда люди переходят железнодорожные пути в неположенных местах. За мою практику не раз приходилось применять экстренное торможение. Невнимательность и отсутствие знаний в такие моменты могут сыграть решающую роль, – отмечает конкурсант.
– Локомотивная бригада должна действовать слаженно, без суеты и паники, – подчеркивает машинист-инструктор локомотивного депо Витебск Евгений Макаренко. – Иначе можно совершить массу необязательных действий, в большинстве своем ошибочных. Так и в конкурсе: главное – собранность и концентрация.
Несколько лет назад Евгений сам был участником такого конкурса. Ныне вместе с ведущим инженером отдела эксплуатационной работы службы локомотивного хозяйства Сергеем Ткаченко оценивал знания расшифровщиков скоростемерных лент. Точнее, обаятельных расшифровщиц: из шести конкурсантов за победу боролся лишь один мужчина – Сергей Шиляженко представлял депо Калинковичи. Состязание также проходило в несколько этапов – тестирование и письменные ответы на тематические вопросы.
– Мы все хорошо знакомы, часто встречаемся на совещаниях и семинарах. Поэтому для нас этот конкурс – скорее встреча профессионалов, где можно обсудить последние изменения в нормативной документации, получить ответы на волнующие вопросы от специалистов службы Управления дороги, послушать советы коллег, – отметила представитель локомотивного депо Витебск Ирина Устинович. Техником по расшифровке она трудится более 18 лет, но в конкурсе участвовала впервые:
– Да, опыт работы у меня большой. Но перед конкурсом все равно перечитала специализированную литературу, пересмотрела нормативные документы и Правила технической эксплуатации.
– Этой профессии не учат в лицеях или техникумах. Навыки и умения молодым передают более опытные мастера, – подчеркивает Сергей Ткаченко. – Задача расшифровщиков очень важна: своевременно выявленные ошибки и нарушения в работе локомотивных бригад во время движения поезда подсказывают машинистам-инструкторам, на какие моменты обратить особое внимание.
Кстати, в этот раз судьям пришлось нелегко: конкурсанты отвечали настолько четко и грамотно, что определить победителя удалось лишь после дополнительных вопросов.

Компьютерное тестирование проходят техники по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации витебчанка Ирина Устинович и брестчанка Светлана Соловьян

Не менее напряженная борьба разгорелась и во второй день конкурса – среди машинистов-инструкторов локомотивных бригад, машинистов электровозов, машинистов электропоездов, помощников машинистов электровозов и помощников машинистов электропоездов. Состязания также включали теорию, практику и проводились в несколько этапов. Вначале конкурсантам предложили двадцатиминутный компьютерный тест на знание Правил технической эксплуатации и инструкций, устройств и автоматических тормозов локомотива. Правильные ответы на вопросы позволяли набрать наибольшее количество баллов. Далее – практика: поиск неисправностей в электрических схемах электровоза и электропоезда. За отведенное время конкурсанты пытались выявить и устранить их.
наблюдая за тем, с каким усердием и сосредоточенностью те, кто водит поезда, решают поставленные судьями задачи, мне пришло неожиданное сравнение. А ведь машиниста по праву можно сравнить с командующим войсковым соединением. Они, как и полководцы, должны предвидеть развитие событий, учитывать ряд факторов, происходящих одновременно и даже противоречащих друг другу. Например, как совместить соблюдение перегонного времени, разрешенную скорость или выдержать график и обеспечить безопасную посадку пассажиров? Постоянно держать в голове особенности профиля и знать километраж.
– Не забывайте, что в финал пробились лучшие из лучших. Поэтому, усложняя задания, меняя их каждый год, мы определяем самых достойных, – отметил заместитель начальника службы локомотивного хозяйства Дмитрий Гольнев. – И хотя в конкурсе всегда есть победители и проигравшие, по большому счету в выигрыше остаются все, поскольку соревнования повышают квалификацию, а это позитивно влияет на дальнейшую эксплуатационную работу.
И вот долгожданные итоги. Лучшим помощником машиниста тепловоза признали Илью Головко из локомотивного депо Осиповичи. Победу среди помощников машинистов дизель-поездов одержал представитель локомотивного депо Лида Дмитрий Трубанов. Среди машинистов тепловозов самым сильным на сей раз назван Александр Баев из локомотивного депо Калинковичи, а первое место среди машинистов дизель-поездов по праву досталось Сергею Бураку из локомотивного депо Брест. Победителем среди техников по расшифровке лент скоростемеров и электронных носителей информации стала витебчанка Ирина Устинович. Среди помощников машинистов электровозов первое место досталось Роману Писаренко из локомотивного депо Осиповичи, а лучшим помощником машиниста электропоездов признан Евгений Комбуль из локомотивного депо Брест. Первое место среди машинистов электровозов присуждено Александру Венгловскому из Минска, а среди машинистов электропоездов – Дмитрию Крупине из Барановичей. в номинации «Лучший машинист-инструктор бригад локомотивных» победил Сергей Потапенко из Жлобина.

Яндекс.Метрика