Октябрь
Пн
07
2024

У каждого в судьбе – своя дорога

Династия Кравченко-Хуторных ведет свою историю с 30-х годов прошлого века и объединяет восемь представителей четырех поколений. Их общий трудовой стаж превышает 180 лет.

Федор Игнатьевич Хуторной

…Электромеханик связи Жлобинской дистанции сигнализации и связи Светлана Парахневич – представитель четвертого поколения – перебирает старые фотографии и пожелтевшие документы. С карточек в семейном альбоме на нее смотрят дорогие ей люди: прадедушки, дедушки, бабушки, родители.
– Собрать, а главное – сберечь и передать потомкам историю семьи очень важно, – начинает рассказ железнодорожница. – Наша родословная состоит из несколько семей, которые слились в одну, объединяя традиции, обычаи, судьбы.
Светлана показывает фотоснимок, сделанный незадолго до Великой Отечественной войны. На нем – основатель династии Дмитрий Васильевич Кравченко.
– Мог ли прадед предположить, что судьба его родственников тесно переплетется с железной дорогой? Сложно сказать, но он точно был бы рад, – уверена его правнучка. – Сведений о его жизни сохранилось мало. Остались вот это единственное фото и похоронка, в которой говорится, что «партизан Кравченко Дмитрий Васильевич, 1912 года рождения, убит 2 мая 1944 года. Похоронен в Ушачском районе Витебской области на хуторе Петуховец». Действительно, в деревне Жары есть братская могила, где на мемориальной плите выбито имя моего предка. Получается, он совсем немного не дожил до освобождения этой территории от немецко-фашистских захватчиков.
Дмитрий Васильевич прожил всего 32 года. Но и за отведенное судьбой время успел много сделать: создал семью, построил дом, состоялся в профессии. Из той же похоронки Светлана узнала, что до войны прадед работал начальником путевой колонны Жлобинской дистанции пути.

Основатель династии Дмитрий Васильевич Кравченко

– По воспоминаниям его старшей дочери, моей бабушки Нины Дмитриевны, прадед был очень добрым, трудолюбивым. Хорошо пел и играл на аккордеоне. Не зная нотной грамоты, мог подобрать на слух любую мелодию, – говорит Светлана. – Родом он был из Красноярского края. В середине 1920-х годов семья перебралась в Жлобин. После школы, с блеском выдержав вступительные испытания, Дмитрий Кравченко поступил в Московский институт инженеров транспорта. Но окончил только два курса – семья испытывала материальные затруднения. Поэтому прадед вынужден был пойти работать и устроился на железную дорогу.
Его дело продолжили дети. Спустя два десятилетия, в 1958 году в отдел кадров Жлобинской дистанции пути пришла устраиваться на работу Нина Дмитриевна. Бухгалтер по образованию (окончила Гомельский финансовый техникум), она несколько лет была старшим счетоводом (сегодня этих специалистов называют таксировщиками) – вела учет рабочего времени, оформляла табели учета. В 1968 году перешла в локомотивное депо Жлобин. Сначала оператором по учету топлива, а в 1976-м была назначена техником. На пенсию вышла в должности освобожденного бригадира. Ее брат Владимир Дмитриевич окончил курсы шоферов и 28 лет работал водителем автоколонны железнодорожной транспортной базы.
Крепкими знаниями, ответственным отношением к делу Нина Кравченко (по мужу Хуторная) заслуживала доверие
в любом коллективе, где бы ни работала. В депо ее сегодня вспоминают и как активистку. Она была председателем женсовета предприятия, занималась организацией торжественных вечеров. Отмечена званием «Ударник коммунистического труда» и медалью «Ветеран труда», награждена почетными грамотами.
Сегодня в свои 82 года Нина Дмитриевна ведет активный образ жизни: в сезон ходит по грибы и ягоды, занимается дачей, а осенью делает заготовки на зиму.
– Со своим будущим мужем, моим дедушкой Борисом Хуторным, она познакомилась на танцах. Хотя, по иронии судьбы, они неоднократно пересекались по работе: дед работал машинистом крана в путевой машинной станции № 117, – вспоминает Светлана. – К слову, он тоже из семьи железнодорожников. Его отец Федор Игнатьевич Хуторной был машинистом мотовоза путевой ремонтной колонны Жлобинской дистанции пути, трудовую биографию начал еще в 1930-е годы. Так что можно предположить, что не только был знаком с моим вторым прадедом Дмитрием Кравченко, но и работал под его руководством.
В составе путевой ремонтной колонны Федор Игнатьевич трудился и во время Великой Отечественной войны – восстанавливал разрушенное немцами железнодорожное полотно. Делать это было нелегко: требовался не только высокий профессионализм, но и большое мужество и смелость. Восстанавливать транспортные объекты часто приходилось под бомбежкой, артиллерийским и минометным огнем врага. Федор Хуторной награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». После войны вернулся в Жлобин. До пенсии работал машинистом мотовоза в дистанции пути.
Из двоих детей Нины и Бориса Хуторных железнодорожную стезю выбрал сын Олег – отец Светланы. После службы в морской пехоте на Балтийском флоте у него была возможность построить карьеру военного, но молодой человек мечтал продолжить трудовую династию.

Борис и Нина Хуторные с сыном Олегом

– В годы моего отрочества все мальчишки хотели стать космонавтами, летчиками, военными. А я грезил железной дорогой, гордился профессией родителей, – вспоминает Олег Борисович. – С друзьями бегал смотреть на идущие тепловозы, которые тогда только внедрялись на магистрали. Хотелось изучить их технические характеристики, «начинку». Поэтому вернувшись домой после армейской службы, окончил в Минске курсы станочника при заводе имени С. И. Вавилова и с июня 1986 года работаю фрезеровщиком в локомотивном депо Жлобин.
На предприятии Олега Борисовича называют высококлассным специалистом. Коллеги механического участка, где он трудится, отзываются о нем, как о профессионале, которому можно смело доверить уникальную работу и быть на сто процентов уверенным в ее безупречном выполнении. Его фотография была и на Доске почета предприятия.
В локомотивном депо Жлобин работает бухгалтером и мама Светланы Татьяна Евгеньевна. За добросовестный труд в 2017 году ее имя вписано в Книгу почета предприятия.
– В депо я пришла в 1988 году, а кажется, будто всего несколько лет назад – время пролетело, как одно мгновение, – с удивлением отмечает Татьяна Евгеньевна. – За эти годы многое изменилось. Когда я начинала, использовали счетные машинки, а сегодня все делаем на компьютере.

Светлана Парахневич

В 2006 году в железнодорожном древе Кравченко-Хуторных «выросла» еще одна веточка: электромехаником связи в Жлобинскую дистанцию сигнализации и связи пришла работать Светлана Парахневич. Она отвечает за бесперебойную работу автоматической телефонной станции и обеспечивает связью все предприятия железнодорожного узла.
– Разве я, с детства слушая разговоры о железной дороге, засыпая и просыпаясь под перестук колес и гудки локомотивов, могла сделать иной выбор? – улыбается Светлана. – Только направление определила для себя другое – окончила Высший государственный колледж связи (сегодня Белорусская государственная академия связи) по специальности «техническая эксплуатация сетей телекоммуникаций». Уже работая в дистанции, заочно получила высшее образование в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники.
Как и ее бабушка, Светлана – человек, активный не только в работе. В 2017 году ее избрали секретарем первичной организации ОО «БРСМ» предприятия. Она – постоянный участник различных спортивных и культурных мероприятий городского и дорожного уровней.
Любовь к спорту и здоровому образу жизни прививает и сыну Филиппу. Продолжит ли он железнодорожную династию, говорить пока рано: мальчику только 6 лет.
– Главное, чтобы он нашел дело своей жизни, – считает железнодорожница. – Меня радует, что сын интересуется историей семьи. Когда бывает у бабушки, просит рассказать о наших предках, рассматривает старые фотографии. И такое стремление я поддерживаю. Познание себя начинается в первую очередь с изучения своих корней.

Лидия
СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика