Эффектно и без дефектов
Увеличение объемов перевозок положительно отразилось на работе пункта технического обслуживания (ПТО) Брест-Восточный вагонного депо Брест. В прошлом году здесь проследовало 452 974 вагона различных типов – это на 13% больше, чем в 2016-м.
ПТО Брест-Восточный – один из крупнейших на магистрали. Работа здесь организована круглосуточно и ежедневно через него проходит около 20 пар поездов.
– Основная специфика нашего ПТО – техническое обслуживание подвижного состава по прибытию и отправлению, а также текущий отцепочный ремонт, – рассказывает начальник Петр Якубчик. – Эта работа организована в нескольких парках. Безопасное проследование вагонов в исправном состоянии обеспечиваем на 9 гарантийных участках (те, которые ограничены другими ПТО): до Барановичей, Лунинца, Ковеля, Орши, Ситницы, Барбарова, Высоко-Литовска, Влодавы и Минска.
Значительный объем подвижного состава, в основном контейнерных поездов, проходит через ПТО на удлиненные гарантийные участки – до Достыка (Казахстан), Нижнего Новгорода, Забайкальска. От качественной проверки местными специалистами технического состояния узлов и механизмов вагонов зависит
своевременная и безопасная доставка грузов.
– Каждый состав осматривает технологическая группа в составе четырех человек, – говорит Петр Павлович. – Причем основное внимание специалисты уделяют состоянию экипажной части вагона. А по окончании технического обслуживания выполняется полное опробирование тормозов. Такие работы, к примеру, как регулировку тормозной рычажной передачи, замену тормозных колодок и болтов осмотрщики-ремонтники осуществляют на месте. Если выявляется серьезный дефект, вагон подается в текущий отцепочный ремонт.
У опытных осмотрщиков-ремонтников глаз на дефекты наметан. Состояние узлов и механизмов они могут определить даже по звуку. Старший осмотрщик-ремонтник Василий Головейко делится своими секретами мастерства:
– Если при встрече поезда сходу колесная пара идет юзом и слышно пощелкивание – первый признак ее неисправности. Заметил искрение, дым из буксы – такой вагон тоже не выйдет за пределы ПТО без соответствующего ремонта. Труднее всего выявить трещины (скрытые и видимые) в раме или тележке. В этом случае выручают лупа, фонарь, зеркало и другой инвентарь.
Василий Головейко возглавляет смену № 2. На предприятии трудится более
10 лет и за это время досконально освоил специфику работы. По словам Василия Ивановича, очень часто осмотрщики-ремонтники используют в работе шаблоны: для измерения завышения или занижения фрикционных клиньев тележек, а также абсолютный, которым измеряют дефекты колес. Для замера зазоров в скользунах применяется набор щупов, а для измерения толщины обода колеса – толщиномер. Также в ПТО внедрены системы УЗОТ (устройство зарядки отпуска тормозов) и АСК ПС, позволяющая отслеживать нагрев букс.
Опытные профессионалы и руководители других смен: Александр Коростелев, Валерий Колесников и Павел Якубчик.
– В нашем деле все средства хороши, главное – трудиться добросовестно, не допускать брак, – говорит осмотрщик-ремонтник 6-го разряда Юрий Плечко. – За 27 лет работы в ПТО он и теорию изучил основательно, и практика – соответствующая.
Кроме Юрия Ивановича большой опыт у осмотрщиков-ремонтников Владимира Ждана, Виктора Панфилюка, Николая Головейко. Их коллега Федор Черепенко награжден знаком «Почетный железнодорожник», а Михаил Снитко – обладатель знака «Выдатнiк Беларускай чыгункi». Благодарностью начальника дороги в декабре 2017-го отмечен осмотрщик-ремонтник Сергей Кабак.
Всего в ПТО Брест-Восточный трудятся 128 человек (вместе со специалистами текущего отцепочного ремонта), из них более 50 – осмотрщики-ремонтники. Работу четырех смен контролируют три мастера – Алексей Сандриков, Сергей Замулко и Дмитрий Филиппов. Бригадиры Евгений Жук и и. о. бригадира Станислав Сирота определяют объем предстоящих работ, наличие запасных частей и их своевременную доставку, а также ведут техническую документацию. Также в штате – 9 операторов по обслуживанию и ремонту контейнеров, 4 слесаря, 3 столяра и 5 электросварщиков.
– Коллектив опытный и самое главное – ответственный, – говорит начальник ПТО Петр Якубчик. – Отсутствие в работе серьезных замечаний в 2017 году – заслуга всех специалистов. Молодежь закрепляем за опытными осмотрщиками-ремонтниками, а затем направляем на обучение в Барановичское подразделение Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. Дважды в неделю проводим техучебу – как практическую, так и теоретическую. Все это позволяет демонстрировать хорошие результаты.
Сам Петр Якубчик – специалист со стажем. В 1985 году окончил Брестский техникум железнодорожного транспорта, потом заочно получил высшее образование в одном из учебных заведений в Москве. Начинал в вагонном депо Брест в 1987 году машинистом козлового крана. Потом был бригадиром, инструктором, начальником пункта подготовки вагонов, а с 2015-го возглавляет коллектив ПТО Брест-Восточный. Он награжден знаками «Выдатнiк Беларускай чыгункi» и «Почетный железнодорожник».
Юрий ФЕДОРЕНКО