Полсотни станций за два дня

Исследовательскую работу с говорящим названием «Железнодорожный туризм как конструктивный вид досуга современной молодежи» подготовили учащиеся 10 «А» класса столичной школы № 137 Антон Долженков и Борис Чигилейчик. Она уже принесла им победу на районном этапе конкурса, проходящего в рамках республиканской научно-практической конференции учащихся. В конце января авторы презентуют результат своего совместного творчества на городском этапе.

Борис (в центре) и Антон гордятся работой, в которой им помогал учитель географии Александр Протасовский (слева)

По их словам, главной целью они определили для себя популяризацию железнодорожного туризма в нашей стране.
– Развитое железнодорожное сообщение обусловило наличие на территории Беларуси большого количества вокзалов и станций, имеющих интересную историю, – поясняет Борис. – Как известно, с 1921-го по 1939 годы западная часть нашей страны входила в состав Польши. В этот период там было построено немало примечательных по своей архитектуре железнодорожных вокзалов. Интересной является и история белорусского участка Московско-Брестской магистрали. Ведь по воле судьбы часть ее станций на время оказалась по другую сторону государственной границы.
– Это вдохновило нас на разработку уникального экскурсионного тура «Железнодорожные вокзалы Западной Беларуси», который лег в основу нашей исследовательской работы, – вступает в разговор Антон.
Вначале друзья собрали материал об истории объектов, нашли архивные фото. Следующим шагом стало создание технологической карты экскурсионного железнодорожного маршрута, предусматривающего посещение данных вокзалов.
– Мои родители – железнодорожники, – пояснил Борис. – Они помогли нам построить маршрут с наиболее оптимальной логистикой. Его протяженность – 1243 км. Он рассчитан на два дня и предполагает посещение более 50 станций. Движение происходит в следующем направлении: Минск-Пассажирский – Барановичи-Центральные – Слоним – Волковыск – Свислочь – Волковыск – Мосты – Черлена – Скидель – Житомля – Гродно – Лида – Брест – Доманово – Барановичи-Полесские – Столбцы – Негорелое – Минск-Пассажирский.

Страницы из авторского фотоальбома

Определив схему перемещения, друзья отправились в путешествие. Они были приятно удивлены, обнаружив, что многие железнодорожные вокзалы Западной Беларуси сохранили исторический облик. Школьники сделали большое количество снимков, которыми потом проиллюстрировали свой исследовательский труд, скомпоновав их в отдельный фотоальбом. В работе над проектом им помогали педагоги: учитель географии Александр Протасовский и учитель истории Людмила Щеникова.
– Стоит отметить, что ребята подошли к решению задачи комплексно, – отметил Александр Казимирович. – Они определили удобную транспортную логистику, которая позволила избежать нестыковок в расписании отдельных поездов. Предусмотрели дополнительное время для посещения наиболее интересных вокзалов, на прием пищи (и даже обозначили объекты, где это можно сделать), продумали место ночлега. Общая сумма потраченных средств на двухдневную экскурсию с учетом питания составила чуть более 52 рублей (в ценах июля 2017 года). Ребята наглядно доказали, что внутренний железнодорожный туризм – это очень доступный вид активного отдыха. Есть вероятность, что он станет популярным у молодежи.
Результаты исследовательской работы десятиклассников отражены на интерактивной карте «Железнодорожные вокзалы Западной Беларуси», созданной Антоном в рамках совместного проекта. Как пояснили ребята, это удобный инструмент для любого туриста, путешествующего по железной дороге. На карте пиктограммами обозначены железнодорожные вокзалы, через которые пролегает маршрут их экскурсионного тура. Кликнув на пиктограмму, пользователь получает информацию о времени постройки вокзала, его истории и развитии, о современном состоянии. В режиме слайд-шоу демонстрируется фотоматериал, отражающий внешний вид здания в различные периоды его существования.
– Поскольку наша карта создана на основе геоинформационных систем на интернет-платформе Google, пользователь имеет возможность перемещаться в любую точку маршрута, рассматривать выделенные фрагменты, менять масштаб, «прокладывать» маршруты сам и ориентироваться относительно географического положения пункта назначения, – поясняет Антон. – Все это позволяет путешественнику получать массу полезных сведений на нашем маршруте.

Интерактивная карта поможет любому ее пользователю получить подробную информацию о железнодорожных вокзалах, познакомиться с их историей и архитектурой. Для этого лишь нужно загрузить карту на компьютере, планшете или другом гаджете, если у вас есть подключение к сети Интернет, где она размещена в открытом доступе.

– Мы ее доработаем, – добавляет Борис. – Сделаем понятной для иностранных гостей, добавим аудиогид. Сейчас занимаемся переводом.
Весной друзья планируют повторить путешествие по разработанному ими маршруту – но уже вместе с одноклассниками, которые очень заинтересовались их проектом. Разработчики надеются, что он привлечет внимание и многих других – приверженцев активного отдыха и тех, кто увлекается историей и архитектурой.
– Ребята сделали отличную работу, – суммировал Александр Протасовский. – Они доказали, что железнодорожный туризм – это интересный, познавательный и демократичный по цене вид отдыха. Изучая историю развития железной дороги, мы больше узнаем и об истории нашей Родины.

Инга МИНДАЛЁВА

Яндекс.Метрика