Помощь придет вовремя

Профессиональный праздник – День спасателя – начальник 2-го караула пожарного аварийно-спасательного поезда (ПАСП) на станции Осиповичи Алексей Бируля вместе с коллегами встретит на боевом посту. Утром 19 января его смена заступит на суточное дежурство. К таким особенностям работы уже привык – на железной дороге он трудится десять лет.

Спасатели-пожарные, как и стальная магистраль, работают круглые сутки без выходных и праздников. Поэтому всегда держат необходимое оборудование наготове и давно взяли это за правило.
– Основные задачи нашего поезда, как и аналогичных, – тушение пожаров на объектах железнодорожной инфраструктуры, в подвижном составе, ликвидация чрезвычайных ситуаций с опасными грузами, – говорит Алексей Бируля. – Но если нужно, мы оказываем помощь и подразделениям МЧС. Например, в борьбе с огнем на торфяниках, в труднодоступных участках леса.
Минувший год для осиповичских спасателей-железнодорожников стал спокойным. Выездов на ликвидацию аварий и тушение пожаров не было. Даже старожилы ПАСП не припомнят такого затишья. Оно было на руку – много времени проводили за учебой и боевой подготовкой личного состава, обслуживанием вверенной техники.
Смена в ПАСП длится сутки. Заступая на дежурство, каждый начальник караула принимает на себя большую ответственность. Прежде всего за жизни и здоровье подчиненных, других работников отрасли, пассажиров, сохранность имущества дороги. Поэтому дисциплина в подразделении – железная.
– Первым делом заступающий на дежурство караул знакомится с оперативной обстановкой, – продолжает Алексей Бируля. – Обязателен звонок диспетчеру районного отдела по ЧС, чтобы уточнить, выезжали ли за прошедшие сутки их бойцы на объекты железнодорожного транспорта. Далее вместе с завершающим смену начальником караула заполняем необходимую документацию. Личный состав в это время принимает закрепленное за ним оборудование.

Наша справка
На Белорусской железной дороге сформированы 18 пожарных аварийно-спасательных поездов. В их штате – 358 спасателей-пожарных, 17 инспекторов по пожарной профилактике. Основные задачи – предупреждение и ликвидация последствий аварийных ситуаций с опасными грузами, тушение пожаров на объектах железнодорожного транспорта, лесных и торфяных пожаров – в пределах тактико-технических возможностей этих подразделений, пожарно-профилактическая работа.

А последнего немало! В составе поезда – вагон-насосные станции по перекачке опасных грузов и тушению пожаров, вагон с нейтрализаторами, вагон-цистерна для перекачки светлых нефтепродуктов и еще две с водой, около полутысячи единиц специального оборудования, средства индивидуальной защиты.
Вместе с начальником караула поднимаемся в вагон-насосную станцию по тушению пожаров. Именно здесь находится «сердце» подразделения – сюда стекается вся оперативная информация, здесь же занимаются и отдыхают спасатели-пожарные. Внутри – стеллажи с обмундированием, средствами защиты. Все отсеки оборудованы ролетами, вещи находятся на отведенных для них местах.
– В случае возникновения чрезвычайной ситуации каждая секунда дорога, – поясняет Алексей Юрьевич. – Поэтому порядку уделяем особое внимание. К тому же существуют принятые нормативы, которые регламентируют, что и как должно располагаться в подразделении, сколько времени нужно спасателю-пожарному на выполнение различных действий.
В течение дня, если нет выездов, – учеба. Ситуации, с которыми спасатель-железнодорожник может столкнуться в реальности, отрабатываются как в теории, так и на практике. Среди изучаемых тем – перевозка опасных грузов, работа в аппаратах защиты органов дыхания, пожарно-тактическое дело, строевая и физическая подготовка. Кроме того, личный состав в основном своими силами обслуживает и ремонтирует технику и оборудование, следит за порядком на прилегающей территории, зимой поддерживает плюсовую температуру в цистернах с водой, которые подогревает отопительный котел с помощью системы трубопроводов.

Работники ПАСП готовятся приступить к выполнению упражнения по накладке бандажа на цистерну

Большая роль отводится профилактике. Опытный инспектор Николай Болбас проводит тематические занятия, инструктажи с работниками других железнодорожных предприятий – локомотивного и вагонного депо, дистанций пути, сигнализации и связи, защитных лесонасаждений и других. Работа эта направлена прежде всего на предупреждение пожаров и других происшествий. Ведь, по словам специалиста, нередки случаи, когда огонь вспыхивал от брошенного в полосе отвода окурка, несоблюдения элементарных правил обращения с электроприборами, спичками, горючими жидкостями.

В 2017 году ПАСП магистрали ликвидировали 22 течи опасных грузов, в четырех случаях выполнили их перекачку в исправные вагоны. Кроме того, был зарегистрирован 21 случай возгорания сухой растительности вдоль железнодорожных путей.
Как отмечают в общетехнической службе Управления Белорусской железной дороги, при обеспечении боевой готовности ПАСП особое внимание уделяется содержанию подвижного состава и пожарно-технического оборудования, аварийно-спасательного вооружения, другим аспектам.
В нынешнем году, в частности, планируется провести модернизацию семи единиц подвижного состава и использовать его в ПАСП на станциях Орша, Минск-Сортировочный, Лунинец, Жлобин, Гомель и Полоцк.

В подразделении созданы хорошие условия для труда и отдыха. Подвижной состав, оборудование, средства защиты своевременно обновляются. В минувшем году в распоряжение работников ПАСП передали отремонтированные бытовые помещения, где разместились рабочий кабинет, гардеробные, санузел и душевая.
И все же главная сила пожарного поезда – в его людях. Двадцать мужчин, многие из которых имеют внушительный опыт работы в структуре МЧС и на магистрали.

Начальник 2-го караула Алексей Бируля проверяет аппараты сжатого воздуха РА-90

– Случайных людей здесь нет. Каждый сделал свой выбор осознанно, понимает риски и сложности профессии. Наш коллектив – одна большая команда, в которой все готовы прийти на помощь друг другу, что-то подсказать, чему-то научить. Только вместе мы сможем обуздать стихию, – не без гордости резюмирует Алексей Бируля.
На магистраль он пришел по совету знакомых после окончания Кличевского сельскохозяйственного колледжа. Не раз в составе команды Могилевского отделения представлял коллектив на дорожных состязаниях по пожарному спорту и в отраслевом конкурсе «Лучший по профессии», где занимал призовые места.
– Крупных пожаров и аварий во время дежурства моей смены за десять лет не случалось. А бороться с огнем в нерабочее время доводилось не раз. Живу я в деревне недалеко от райцентра. У нас много заброшенных деревянных построек, которые часто вспыхивают по причине неосторожного обращения с огнем сторонних лиц или весенних палов травы. Считаю, что спасатель-пожарный – это, скорее, образ жизни. Если выбрал его, надо быть готовым к тому, что твоя помощь может понадобиться в любое время и в любом месте.
В нынешнем году подразделение готовится принять тактические учения, которые ежегодно проходят в Могилевском отделении с привлечением всего личного состава ПАСП.
Есть в коллективе и свои негласные традиции. Даже в дни рождения сотрудников главным пожеланием остается: «сухих рукавов!».

Андрей ИВУТЬ

Яндекс.Метрика