По высшему классу

Два новых учебных класса – по ультразвуковой дефектоскопии рельсов и устройствам СЦБ – открыты в этом учебном году для слушателей Барановичского подразделения Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. В одном из них смогут постигать азы профессии и повышать уровень знаний операторы дефектоскопной тележки, в другом – осваивать образовательную программу повышения квалификации электромонтеры, электромеханики и старшие электромеханики дистанций сигнализации и связи.

Еще три года назад помещения, где сейчас каждый сантиметр полезной площади используется для организации учебного процесса, имели другое целевое назначение: столовая локомотивного депо Барановичи, занимавшая их, переехала в другие «апартаменты».
– Идея создания новых учебных кабинетов в Барановичском подразделении Дорожного центра родилась совместно со специалистами Конструкторско-технического центра, – вспоминает начальник Барановичского подразделения Дорожного центра Ольга Ходор. – Задумку поддержало и руководство дороги, а также служб сигнализации и связи, пути. Защитив два инвестиционных проекта на комиссии по финансово-экономическим и ценовым вопросам, мы приступили к их реализации. В рамках осуществления первого из них были созданы два учебных кабинета «Ультразвуковая дефектоскопия рельсов» и «Устройства СЦБ», оборудованы комната приема пищи и бытовые помещения для рабочих учебного корпуса.
Кабинет «Ультразвуковая дефектоскопия рельсов» впечатляет. Он оборудован двухниточным 9-метровым контрольным тупиком с различными видами дефектов. Для отработки практических навыков в поиске дефектов есть участки дефектных рельсов, снятых с пути. Созданы современные стенды. На одном из них, к примеру, слушатели могут увидеть изображения многочисленных вариантов дефектов рельсов. Здесь же – стеллаж со всеми типами скреплений, которые применяются на магистрали для закрепления рельсов к шпалам. Заинтересованность в оборудовании такого учебного кабинета понятна: чем выше квалификация операторов дефектоскопной тележки и специалистов участков дефектоскопии дистанций пути, тем выше показатели работы путейцев. Для проведения теоретических занятий в кабинете предусмотрены проектор и интерактивная доска. В планах – приобретение ультразвукового дефектоскопа УДС2М-35.
Впрочем, самым трудоемким, но захватывающе интересным делом стало оснащение учебного кабинета «Устройства СЦБ». Теперь здесь можно изучить работу различных микропроцессорных и релейных систем СЦБ: на 70 м2 соседствуют системы микропроцессорной централизации стрелок и сигналов «Днепр», микропроцессорной диспетчерской централизации «Неман», микропроцессорной централизации ESA 44-ВС и микропроцессорной автоблокировки ABE-1-ВС. Стационарными ПЭВМ с возможностью индивидуальной работы с микропроцессорными системами оснащено сразу 13 учебных мест.
– МПЦ «Днепр» оборудована информационно-измерительной системой «Березина», которая позволяет производить широкий спектр измерений, дает возможность эксплуатирующему персоналу анализировать работу, выявлять предотказные состояния, что сокращает время на поиск и устранение неисправностей, – поясняет преподаватель Марина Потоцкая (на фото), демонстрируя современное оборудование. – ООО «АЖД Прага» изготовило тренажер специально для нашего подразделения. В его состав входят микропроцессорная централизация ESA 44-ВС, микропроцессорная автоблокировка ABE-1-ВС, кодовая автоматическая и полуавтоматическая блокировка, оборудование переездной автоматики, система диагностики DISTA. Оборудование позволяет не только имитировать работу МПЦ на станциях и перегонах, но и производить диагностику.
– Мы не только оснастили учебный кабинет различными микропроцессорными системами, но и увязали их в единый диспетчерский круг ДЦ «Неман». Условно говоря, сейчас имеем три станции, каждая оборудована определенной системой МПЦ. Теперь на каждом учебном месте можно, используя симуляторы АРМов ДСП, ДНЦ, ШН, работать в любой из них: снимать параметры, определять неисправности. В общем, максимально приблизили учебный процесс к реальности, – подчеркивает Ольга Ходор.
рабочее место поездного диспетчера в системе полностью автоматизировано. Команды с АРМ ДСП устройствам СЦБ подаются элементарным щелчком компьютерной мышки. Кроме того, программа отмечает все, что происходит на станции, архивирует, поэтому проверить действия аппаратуры можно по шагам. Это очень помогает в разборе проблемных ситуаций. Еще одна изюминка учебного кабинета – чешский электропривод перевода стрелок с внешним замыкателем, что дает возможность организовать движение по стрелкам со скоростью до 200 км/ч. Сегодня на дороге таких устройств 14, но, по мнению преподавателей, осваивать механизмы нужно уже сейчас – за ними будущее. Современные светофоры на светодиодах безвозмездно переданы учебному подразделению одним из белорусских производителей. Лидское предприятие выиграло тендер на поставку данного оборудования на магистраль, но первые экземпляры заводчане сделали именно для обучающего центра. И это правильно: для обслуживания устройств нужна определенная квалификация. А имея их в наличии, преподаватели заранее сформируют у слушателей соответствующие навыки.
после посещения этого учебного класса мне показалось, что здесь создана этакая железная дорога в миниатюре: со станциями, перегонами, автоблокировкой. В общем – учиться можно многому. И причем – с удовольствием!
– Созданная в Барановичском подразделении Дорожного центра учебно-материальная база позволит на высоком уровне осуществлять повышение квалификации для электромонтеров, электромехаников и старших электромехаников, совершенствовать умения быстро находить и устранять отказы, – отмечает начальник службы сигнализации и связи Алексей Гончаров.
В процессе создания кабинета по устройствам СЦБ Алексей Петрович принимал непосредственное участие и теперь вполне доволен результатом:
«В реальности железнодорожникам нельзя позволить себе даже малейшую ошибку, а при моделировании нестандартной ситуации во время учебного процесса это не приведет к каким-либо последствиям. Стажера можно снова отправить штудировать теорию, повышать свою профессиональную планку».
В службе сигнализации и связи уверены, что открытие нового учебного кабинета не только повысит качество подготовки специалистов, но и позволит на высоком уровне проводить конкурсы профессионального мастерства.

Александр МАЗУРА

Яндекс.Метрика