На передовой безопасности

День ревизора по безопасности движения поездов установлен приказом начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова: эту дату будут ежегодно отмечать 17 мая. О роли таких специалистов в развитии магистрали, их приоритетных задачах рассказал главный ревизор дорожный по безопасности движения поездов Владимир Журавский.

– Владимир Николаевич, почему День ревизора по безопасности движения поездов будет отмечаться именно 17 мая?
– Дата была выбрана неслучайно: в этот день в 1937 году руководитель Народного комиссариата путей сообщения СССР Лазарь Каганович подписал приказ «О ревизорах НКПС по безопасности движения».
Этот документ был призван решить накопившиеся проблемы, которые в то время существовали на железнодорожном транспорте. Например, только в 1934 году на железных дорогах СССР произошло 62 тыс. крушений и аварий, зафиксированы многочисленные случаи брака. В результате поврежденными оказались около 7 тыс. паровозов и более 64 тыс. вагонов. Были и человеческие жертвы.
Ревизорский аппарат создали в 1937 году для обеспечения безаварийной работы, предотвращения крушений и аварий, а также для контроля за выполнением Правил технической эксплуатации железных дорог. Кроме того, ревизоров наделили правом проверки уровня квалификации работников магистрали, задействованных в обеспечении движения поездов, а также следить за состоянием строений, пути, подвижного состава. Они также участвовали в расследовании причин крушений и разрабатывали меры по предупреждению таких событий, осуществляли учет и анализ нарушений безопасности движения поездов.
Прошедшие с тех пор восемь десятилетий подтвердили стратегическую правильность такого шага. Благодаря усердному и ответственному труду ревизоров, принимаемым профилактическим мерам работа железнодорожников, перевозка грузов и пассажиров стали более безопасными.
С учетом особой значимости этой деятельности в октябре 2017 года на 67-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества было решено установить на «пространстве 1520» День ревизора по безопасности движения поездов именно 17 мая.
– Насколько успешно трудится ревизорский аппарат Белорусской железной дороги по сравнению с коллегами из других стран?
– Безопасность движения – очень тонкая сфера. Нельзя чего-то добиться и почивать на лаврах. Движение на Белорусской магистрали не прекращается ни на минуту, в технологическом процессе задействованы десятки тысяч железнодорожников. Понятно, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но просчеты на дороге чреваты серьезными последствиями. Уровень ответственности при перевозке грузов и пассажиров очень высокий. Работа ревизоров и заключается в том, чтобы минимизировать всевозможные риски. Сегодня их несравнимо меньше, чем, скажем, несколько десятилетий назад. Однако, к сожалению, по-прежнему есть большое поле для профилактической работы.
В 2017 году на Белорусской допущены 72 случая нарушения безопасности движения (против 60 в 2016 году), из них 5 – не по вине железнодорожников. Ситуация ухудшилась в Минском, Брестском и Витебском отделениях. При рассмотрении хозяйств можно отметить, что самое неблагоприятное положение в локомотивном. На него приходится более половины всех нарушений. Их увеличение зафиксировано и в вагонном, хозяйствах пути, сигнализации и связи.
В свое время на «пространстве 1520» были унифицированы подходы к регистрации и анализу нарушений безопасности движения поездов. Благодаря этому есть возможность сравнивать ситуацию на разных дорогах. Для сопоставления рассчитывается относительный коэффициент (число событий на количество перевезенных грузов и пассажиров). И если анализировать последние цифры, полученные по итогам трех кварталов 2017 года, можно с гордостью отметить, что Белорусская железная дорога имеет наилучшие результаты.
– На каких приоритетных направлениях будет сконцентрирована работа ревизорского аппарата в ближайшие годы?
– Обеспечение безопасности движения поездов носит комплексный характер и зависит от многих факторов. В том числе – от надежности подвижного состава, состояния устройств диагностики и контроля, и, конечно, от уровня профессиональной подготовки персонала, который обслуживает эти устройства и организует движение поездов.
В последние годы на Белорусской железной дороге было много сделано для обновления подвижного состава: приняты в эксплуатацию маневровые локомотивы серии ТМЭ, современные электро- и дизель-поезда, электровозы и вагоны, что благоприятно влияет на безопасность движения. Вместе с тем по-прежнему остро стоит вопрос качества ремонта техники. Чтобы решить эту проблему, необходимо более внимательно использовать комплектующие и запасные части, неукоснительно соблюдать технологическую дисциплину.

Регулярная техучеба — залог безопасности движения

Значительные изменения в последние годы происходят и в хозяйствах сигнализации и связи, информационных технологий. В частности, внедрение систем микропроцессорной централизации позволяет снизить риски выхода из строя оборудования, действовать на опережение, осуществлять профилактику. Ставка на модернизацию приносит хорошие результаты: например, количество отказов технических средств в 2017 году в сравнении с 2016-м уменьшено на 153 случая, или примерно на 12%.
Однако какими бы эффективными и совершенными ни были подвижной состав, устройства и технологии, решающую роль в обеспечении безопасности движения поездов играет человек, его ответственное отношение к делу.
На Белорусской железной дороге за много лет ее функционирования сформировалась четкая система ревизорской деятельности. Разработан ряд технических нормативных правовых актов, стандартов, инструкций, указаний, других документов. В подразделениях магистрали регулярно проводятся технические занятия.
В разработке тем задействованы в том числе и представители ревизорского аппарата. Такие планы корректируются и дополняются в отделениях с учетом местных условий. Крайне важно, чтобы все участники занятий подходили к обучению максимально ответственно. Это касается как тех, кто стремится донести информацию, так и тех, кто ее слушает, воспринимает. Каждый человек, который приходит работать на железную дорогу, должен понимать, какая высокая ответственность на него возлагается. Чтобы обеспечить безопасность перевозки грузов и пассажиров, необходимо быть предельно внимательным, выполнять должностные инструкции и продолжать учиться.
Представители ревизорского аппарата также держат руку на пульсе развития магистрали, пополняют багаж знаний. Они повышают квалификацию на спецкурсах в белорусском и российских отраслевых вузах, используют другие возможности.
Труд ревизора – напряженный: требует немалых физических и душевных сил. Регулярные командировки, множество документов. Необходимо быть принципиальным, беспристрастным, вникать в детали, обладать особым талантом работы с людьми: нужно не только уметь спрашивать с исполнителей, но и всегда быть готовым поделиться знаниями, разъяснять, доходчиво показать, в чем упущения и как их исправить.
В ближайшие годы Белорусская железная дорога продолжит свое развитие с учетом новых вызовов времени. Вполне закономерно, что будет корректироваться и деятельность ревизорского аппарата. При этом главная цель остается неизменной: обеспечение безопасности движения поездов.

Руслан АНАНЬЕВ

Яндекс.Метрика