Бережно хранится – чтоб могли гордиться

Знаковая экспозиция – как по виду экспонатов, так и по содержанию – открылась в комнате боевой и трудовой славы локомотивного депо Гомель. Посетителям представлены более 210 отраслевых наград, памятных значков и нагрудных знаков, которыми в разные годы отмечали железнодорожников.

Хранитель фондов Василий Полевой всегда рад рассказать историю локомотивного депо Гомель молодым специалистам

– Эта коллекция – своеобразный рассказ в металле о строительстве и развитии Белорусской магистрали, других железных дорог СССР, а также Минского, Московского и даже Ташкентского метрополитенов. Среди двух сотен экземпляров нет и двух одинаковых. Их передали ветераны и работники депо, – рассказывает хранитель фондов комнаты боевой и трудовой славы депо Василий Полевой. – Есть предварительная договоренность с одним из бывших работников предприятия о передаче им двух ценных наград – орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.
Особая гордость коллекции – серия наград, которые вручались железнодорожникам за высокие результаты труда: знаки «Отличный паровозник» и «Отличный работник Белорусской железной дороги», значки «Ударнику сталинского призыва» и «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» (1985 года выпуска). Особое место в экспозиции занимает высшая отраслевая награда – знак «Почетному железнодорожнику», выпущенный в 1934 году.
Всего в комнате боевой и трудовой славы – более 1600 уникальных экспонатов. Документы, удостоверения личности, железнодорожная форма и знаки отличия, довоенная периодика, рабочий инструмент, грамоты и награды за спортивные победы и достижения коллектива депо в области культуры разных лет… Они красноречиво рассказывают об этапах развития предприятия, которому в нынешнем году исполнится 145 лет.
На чудом сохранившихся старых черно-белых снимках – первоначальный вид зданий паровозного депо, уникальные фотографии, на которых запечатлены работники за ремонтом паровозов и в минуты отдыха. На видном месте – фото и фамилии всех министров путей сообщения СССР и начальников Белорусской железной дороги, работников, которые внесли большой вклад в развитие предприятия и магистрали.
У входа установлена двухметровая модель паровоза серии ФД, изготовленная почти 30 лет назад тремя слесарями экспериментальной бригады депо – Смирновым, Руденко и Ходько. Можно долго разглядывать уменьшенные модели тепловозов ТЭ3, ТЭМ2, ТЭП60, М62, а также макеты-схемы депо в разные периоды: в 1873 году, 1930-м и 1992-м.
В экспозиции немало раритетов. Василий Васильевич бережно открывает небольшую книжку в бумажном переплете. На ней синими чернилами выведено: «расчетная книжка работника паровозного депо за 1891 год». Она была выдана слесарю Павлу Марковцову.
– Это прототип современного трудового контракта, свод правил найма и службы рабочих. Согласно данному документу, в конце XIX века на железных дорогах серьезно наказывали тех, кто приходил на работу в пьяном виде, неосторожно обращался с приборами и станками, – рассказывает мой гид. – К слову, эти сведения, а также саму расчетную книжку в отсканированном виде можно увидеть в издании «Очерки по истории трудового права Беларуси».
Доступны посетителям и другие не менее ценные экспонаты. К примеру, образцы рельсов, начиная с 1873 года, удостоверение личности 1910-го, коллекция старых фонарей. Невозможно пройти мимо слесарных рабочих инструментов, которые использовались при ремонте подвижного состава еще в позапрошлом веке. Сложно не заметить полутораметровый паровозный штангенциркуль и 8-килограммовый гаечный ключ на 145 мм!
– Эти предметы – настоящий эксклюзив. Их не встретишь в других железнодорожных музеях, – отмечает Василий Васильевич и предлагает пройти в соседний зал, где представлены экспозиции, посвященные событиям Великой Отечественной войны.
На полках лежат книги, исторические документы, форменные фуражки машинистов паровозов, старшего и среднего начальствующего состава того времени – всего и не перечислишь. Все они и есть история, за каждым – непростые судьбы людей, которые выстояли в часы лихолетья. С фотографий смотрят молодые ребята и девушки, которые, рискуя жизнью, водили эшелоны с боеприпасами к линии фронта. Среди них – Герой Социалистического Труда машинист паровозного депо Гомель Елена Чухнюк. Ее именем назван дизель-поезд ДР1Б-505 приписки локомотивного депо Гомель. В 2014 году на административном здании предприятия открылась мемориальная доска в честь знаменитой железнодорожницы.
Героизм при исполнении должностных обязанностей проявили работники депо и в мирное время. Например, в 1990 году помощник машиниста Константин Морозов ценой жизни не допустил распространения огня, возникшего в секции тепловоза, на вагоны грузового поезда. Герой посмертно награжден знаком «Почетный железнодорожник». За проявленную отвагу и мужество орденом Трудового Красного Знамени и знаком «Почетный железнодорожник» отмечен машинист Леонид Моисеев, который предотвратил тяжкие последствия при лобовом столкновении пассажирского состава с грузовым в 1971 году.
В отдельной экспозиции – фото железнодорожников, которые участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Немало среди работников депо и тех, кто воевал в Афганистане.
Комната боевой и трудовой славы предприятия распахнула двери 6 августа 1989 года. Инициаторами ее создания стали почетный железнодорожник Виктор Долонговский, который в то время возглавлял депо, главный инженер Владимир Золоторенко и первый хранитель фондов Семен Лившиц. На основе их личных вещей, фотографий, книг были сформированы первые экспозиции.
Пополнение фондов продолжается постоянно. Много предметов, связанных с историей депо, передают в дар представители железнодорожных династий, история которых тесно переплетается с «биографией» предприятия.

Коллекция форменных фуражек старшего и среднего начальствующего состава

– Одни приносят вещи, другие – записанные воспоминания. Для нас все ценно, – отмечает Василий Васильевич. – Комнату боевой и трудовой славы обязательно посещает молодежь депо. Всегда желанные гости – студенты БелГУТа, отраслевых колледжа и лицея, Дорожного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, а также школьники.
Про таких людей, как Василий Полевой, говорят: «Болеет за дело всей душой». Его трудовой стаж в депо – почти 40 лет. Пришел сюда в 1979 году после окончания профессионально-технического училища № 35. Начинал слесарем по ремонту подвижного состава в цехе технического осмотра тепловозов. После окончания гомельского отраслевого техникума возглавил коллектив этого участка, 12 лет отработав в должности мастера. В 2005 году по состоянию здоровья перешел бригадиром. А в 2011-м принял эстафету от ушедшего на заслуженный отдых предыдущего хранителя фондов Александра Рощина.
Добросовестный труд Василия Васильевича отмечен Почетной грамотой начальника отделения, многочисленными благодарностями и дипломами.
Знаток истории и ценитель локомотивной техники, Василий Полевой создал немало наглядных пособий, посвященных паровозам и тепловозам, которые в разные годы эксплуатировались на Гомельщине. Сейчас готовит новую экспозицию о современном подвижном составе на электровозной тяге и об этапах электрификации Гомельского узла.
Усилия Василия Полевого, а также всех неравнодушных к истории работников депо не остались незамеченными. Три года подряд комната боевой и трудовой славы локомотивного депо Гомель занимает призовое место в дорожном конкурсе.

Лидия СЕРГЕЕВА

Яндекс.Метрика