Одна судьба, одна дорога

Династия Шестуновых – одна из самых многочисленных в Калинковичском узле, а трудовой стаж всех ее представителей превышает 210 лет.

Татьяна Павловна и Сергей Тимофеевич Шестуновы

Родоначальник династии Сергей Шестунов отработал в местной дистанции пути 45 лет. Из них 35 – в должности бригадира. Его бригада была лучшей на предприятии. Добросовестный труд Сергея Тимофеевича отмечен нагрудными знаками «Отличный путеец» и «Отличный работник Белорусской железной дороги», памятным значком «100 лет. Белорусская железная дорога».
Его верная спутница жизни Татьяна Павловна также была железнодорожницей. Четверть века она работала билетным кассиром. Трудилась на остановочном пункте Полесье (сегодня Руднянский).
Из их пятерых детей лишь Мария стала учительницей, а Анна, Ольга, Сергей и Иван тоже связали свою жизнь со стальной магистралью.

Дом у дороги

…В начале 50-х годов прошлого века деревянный дом, расположенный у самого железнодорожного полотна на окраине деревни Рудня Горбовичская Калинковичского района, был знаком многим.
Деревня находилась в семи километрах от станции Калинковичи, но чтобы купить билет, жителям не нужно было ехать в райцентр. В одной из двух комнат дома, где жили Шестуновы, оборудовали рабочее место билетного кассира: установили стол и кассовый аппарат.
Пока отец на работе, а мама занята выдачей билетов, дочери Мария, Анна и Ольга помогали по хозяйству. У сыновей Сергея и Ивана – другие хлопоты: принести воды да наколоть дров. Управившись, девочки внимательно наблюдали за работой матери. Интересовались, расспрашивали. Просили разрешения самим оформить проездные документы. Мама доверяла, но контролировала процесс. Надеялась, что кто-то из них пойдет по ее стопам.

Вслед за мамой

Так и произошло. Профессию матери выбрали Анна и Ольга. Правда, Анна сначала шесть лет отработала швеей на промкомбинате. Но поняла, что это не для нее. Начинала дежурным по выдаче справок, а затем двадцать пять лет трудилась билетным кассиром на станции Калинковичи. Награждена знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі».

Владимир Ефимович и Анна Сергеевна Змушко

– Если хочешь, чтобы жизнь была полной, насыщенной, нужно наслаждаться каждым мгновением, – убеждена Анна Сергеевна. – Я благодарна судьбе за людей, с которыми она меня свела. Мой супруг Владимир 43 года отработал водителем крана в тресте «Главполесьеводстрой». Мне повезло и с коллективом – со многими коллегами, кто сегодня на заслуженном отдыхе, поддерживаю дружеские отношения.
В августе прошлого года Анна с супругом Владимиром Змушко, кстати, сыном путевого обходчика, отпраздновали изумрудную свадьбу – 55 лет совместной жизни. Семейная чета не скучает на пенсии. Владимир Ефимович с детства любит пчел и занимается их разведением. Анна Сергеевна увлечена выращиванием цветов.
Родственники, друзья и знакомые Владимира и Анны Змушко с уверенностью подтвердят, что даже после стольких лет семейной жизни они не утратили теплых чувств друг к другу. Быстро и незаметно, по словам супругов, пролетело время. Будто вчера поженились, а вот уже больше полувека живут душа в душу! Но главное – встретили очередной юбилей совместной жизни с радостью и гордостью за своих детей, за прожитые вместе годы.
Они воспитали и дали хорошее образование троим детям. Старший сын Александр работает в нефтяной компании в Нижневартовске. Дочь Татьяна трудится в районном узле электросвязи. А младшая Ирина продолжила династию железнодорожников.

Иван Шестунов отмечен нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі»

У Анны Сергеевны и Владимира Ефимовича пятеро внуков и правнуков, которые с удовольствием навещают бабушку и дедушку.
– Это первый после родителей для меня пример во всем: в жизни, в работе, в семейных отношениях, – признается сестра Анны Ольга Шестунова.
После школы Ольга работала дежурным по выдаче справок на вокзале станции Калинковичи, а затем стала билетным кассиром. Получается, что повторила трудовой путь матери и старшей сестры. Некоторое время они даже вместе трудились – вначале под руководством Федора Воронцова, а затем Владимира Герина, нынешнего начальника вокзала.
В 1986 году Ольга Сергеевна, решившись на перемены, переехала в далекий Нижневартовск. Впечатлений, конечно, таежный край оставил немало, но окончательно и бесповоротно влюбить в себя полешучку не смог. И через семь лет она вернулась на малую родину, устроилась дежурным помощником начальника вокзала. В итоге в биографии Ольги Сергеевны 31 год железнодорожного стажа.
В судьбах родных сестер Анны и Ольги Шестуновых это не единственное сходство. Например, их дочери Ирина и Светлана также выбрали одну специальность – трудятся старшими билетными кассирами на вокзале станции Калинковичи.
Главным качеством в своей профессии железнодорожницы называют умение слушать и общаться с людьми.
– За смену приходится контактировать с десятками пассажиров. каждому нужно помочь не только словом, но и делом, – убеждена Ирина. – Железная дорога мне нравилась всегда. Привлекало движение поездов, станционные здания и вокзалы, разнообразие трудовых будней. Я рада, что продолжила дело своей мамы и тети.
Не жалеет о сделанном выборе и Светлана.
– Неважно, какую ты занимаешь должность, главное, чтобы работа была по душе. И в этом смысле мы с сестрой счастливые люди, – говорит собеседница. – Ежедневное общение с пассажирами нисколько не утомляет – хотя порой за смену, особенно в выходные и праздничные дни, продаю до двухсот билетов. Пассажиры приходят с разными характерами и настроением. Но все равно слова «большое спасибо за помощь» я слышу гораздо чаще. За такие моменты люблю свою работу. Есть и постоянные пассажиры. Многих знаю не только в лицо, но и по именам.

В биографии Ольги Шестуновой 31 год железнодорожного стажа

Непроходящая боль

О сыновьях родоначальника династии Сергея Шестунова и его жены Татьяны – Сергее и Иване – в 1972 году интересно написал журналист Александр Грушецкий в калинковичской районной газете «За камунізм»: «Па слядах бацькоў пайшлі і дзеці. Сын Іван пасля службы ў арміі вярнуўся дамоў, а потым паехаў у Гомель, каб набыць прафесію чыгуначніка. Цяпер ён працуе памочнікам машыніста цеплавоза. Камсамолец любіць працу, як і бацька, сумленна адносіцца да яе. Перад выездам у рэйс па некалькі разоў старанна аглядае лакаматыў. Але чаго толькі не бывае. Непрадбачная сітуацыя здарылася і ў гэтым рэйсе. Іван вёў састаў на Оўруч. Недалёка ад Ельска ён заўважыў, што трэснула аўтацыстэрна. Гэта ж парушэнне!
Вагон давялося адчапіць. За пільнасць яму аб’явілі падзяку і ўзнагародзілі грашовай прэміяй.
<…> А колькі радасці ў Таццяны Паўлаўны, калі ўдалечыні паказваецца цягнік, які вядзе старэйшы сын Сяргей. Некалькі імгненняў – і ў акенцы цеплавоза паказваецца яго галава! Параўняўшыся з бацькоўскім домам, кіўне галавой. А на твары – вясёлая ўсмешка. Значыць, усё добра. Маці памахае рукой. Шчаслівага шляху, сынок!
Адстукалі колы. Далёка відаць апошні вагон. А маці стаіць і ўсё глядзіць у той бок. Яна ганарыцца сынамі і хвалюецца за іх. А праз некалькі гадзін зноў выходзіць сустракаць эшалон, які вядзе Сяргей з адваротнага рэйсу».
Сергей, как и Иван, окончил Гомельскую дорожную техническую школу. Трудовой путь начинал помощником машиниста мотовоза в Калинковичской дистанции пути. Затем перешел в местное локомотивное депо. В 1980 году – в ОАО «Калинковичихлебопродукт», где 30 лет отработал машинистом тепловоза.
Иван стал машинистом маневрового локомотива, а с 1995-го по 2010 год работал председателем профкома в локомотивном депо. За добросовестный труд награжден знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі». Огромной, невосполнимой потерей и непроходящей болью для всех родственников стал уход из жизни Ивана Сергеевича в 2011 году.
Сергей, Анна и Ольга Шестуновы сегодня на пенсии. Династию железнодорожников продолжают двоюродные сестры Ирина и Светлана. Кроме того, разъездным билетным кассиром на станции Калинковичи уже три года работает внучка Сергея Шестунова – Вероника.
Время идет, у Шестуновых подрастают правнуки, и, как знать, может, и кто-то из них продолжит трудовую династию?

Сергей САКОВИЧ

Яндекс.Метрика