Приоритет – инновациям
Белорусский государственный университет транспорта аккредитован в качестве научной организации сроком на пять лет. Соответствующее решение принято Государственным комитетом по науке и технологиям Беларуси и Национальной академией наук. Этим значимым событием завершился Год науки для главной кузницы кадров Белорусской железной дороги.
Очередное признание еще раз свидетельствует о том, что в настоящее время БелГУТ – не просто вуз по подготовке специалистов, а современный научно-образовательный комплекс. В его составе – ряд отраслевых научных лабораторий, занимающихся исследовательской работой и разработкой проектов, представляющих для магистрали практический интерес. В числе последних – два новых технических решения по совершенствованию механосборочных работ при изготовлении и ремонте роликовых букс колесных пар вагонов. Также ученые университета подготовили комплекс нормативных документов методологического плана, касающихся технологии деятельности станций, системы организации работы локомотивов, движения пассажирских поездов и системы обслуживания пассажиров.
Органом по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТа выдано 59 сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного союза, из них 48 – иностранным заявителям. Орган по сертификации включен в Реестр признанных Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества организаций, аккредитованных на право проведения работ по оценке соответствия технических средств железнодорожного транспорта. Также в прошлом году зарегистрировано 50 деклараций соответствия техническим регламентам Таможенного союза. Из них 40 – иностранным предприятиям.
Нельзя не отметить значимый вклад в совершенствование производственного процесса испытательного центра железнодорожного транспорта «СЕКО», созданного при университете и аккредитованного в Беларуси и России. Его появление позволило полностью обеспечить рынок услуг по испытаниям и тем самым повысить качество продукции белорусских вагоностроительных заводов, расширить и углубить тематику научно-исследовательских работ, связанных с вагоностроением, а также уровень подготовки инженерных кадров.
Высокий уровень научных исследований, проводимых в БелГУТе, позволяет получать гранты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований. По его заказу, например, в прошлом году вуз выполнил два проекта. Реализованы задания по следующим государственным программам научных исследований: «Физическое материаловедение, новые материалы и технологии» и «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении». Всего исследования проводились по 800 различным тематикам. За указанный период были получены 4 патента на изобретение, изданы 10 монографий, более 20 учебников и учебных пособий, опубликованы 293 статьи.
Сегодня БелГУТ – широко известный вуз для мировой научной общественности. Он сотрудничает с зарубежными университетами, научными центрами и организациями. Преподаватели и студенты участвуют в коллективных исследованиях, совместных мероприятиях с коллегами из России, Украины, Китая, Испании, Польши, Франции, Швейцарии, Узбекистана. Такое сотрудничество как активный диалог между наукой и производством позволяет сформулировать новые подходы и найти эффективные решения актуальных задач. Интерес взаимный, особенно касающийся совершенствования учебного процесса. Подразделениями университета выполнено 120 зарубежных контрактов на научные работы и научно-технические услуги.
Разработки ученых БелГУТа демонстрируются на различных международных промышленных ярмарках и выставках, многие отмечены наградами. Неудивительно, что на II Съезде ученых Беларуси, который прошел в конце минувшего года, отраслевому вузу, одному из немногих, было оказано доверие представить свои проекты на выставке достижений белорусской науки под лозунгом «Беларусь интеллектуальная».
Коллектив отраслевого вуза добился отличных результатов в значимый для развития науки год. На очереди – новые задачи по повышению и развитию исследовательского потенциала университета. Стратегическим направлением для этого в рамках формирования университета является создание Транспортного технопарка, в котором должны быть сконцентрированы производство инновационной продукции и услуги в области транспорта. Это позволит не только увеличить доходы от научно-производственной деятельности, но и обучать студентов самым современным технологиям, выполнять исследования на высоком мировом уровне по актуальным для транспортной сферы вопросам.
Александр ЕРОФЕЕВ,
проректор по научной работе, кандидат технических наук