С магистралью – сорок лет
Показать историю дороги через судьбы ветеранов-железнодорожников, сохранить для следующих поколений документальные свидетельства о прошлом магистрали… Таковы были задачи конкурса среди ветеранов труда на лучшую публикацию-воспоминание в газете «Железнодорожник Белоруссии», приуроченного к 155-летию магистрали. Жюри, которое возглавил заместитель начальника дороги Петр Стоцкий, определило лучших. Сегодня мы публикуем воспоминания ведущего инженера отдела смет, председателя совета ветеранов Государственного предприятия «Институт «Белжелдорпроект» Ирины Дражиной. Ее работа заняла первое место в номинации «Моя судьба – железная дорога».
«Как быстро пролетели годы! А с ними – и моя жизнь. Кажется, еще вчера подруга-однокурсница Наталья Борисенко (тогда Машканова) привела меня, 18-летнюю студентку вечернего отделения Белорусского политехнического института на работу в «Институт «Белжелдорпроект». В строительный отдел требовались техники. Сама Наталья трудилась там по распределению после окончания Оршанского техникума железнодорожного транспорта. Мы, вчерашние школьники, тогда смотрели на нее, работавшую по специальности, с огромным уважением. С 1978 года и по сегодня вместе трудимся на этом предприятии. Правда, теперь в разных отделах. Наталья Михайловна – начальник группы строителей, а я – ведущий инженер отдела смет.
Мама – педагог, отец – электросварщик… В семье Ирины Адамовны железнодорожников не было. Но ее всегда притягивала магистраль, возможность путешествий и необыкновенных открытий. Свои мечты она часто излагала в небольших рассказах и стихах. До сих пор вспоминает первую публикацию в газете «Зорька» – это было в 1967 году, когда она училась в первом классе. Школу окончила с отличием. Всерьез задумывалась о том, чтобы поступить на факультет журналистики. Но все же за компанию с подругой подала документы в политехнический институт. Говорит, что очень довольна тем, как сложилась судьба – и на дороге работает, может путешествовать (о чем так мечтала в детстве), и не оставила творчество. Воспоминания Ирины Адамовны – идущие от сердца, из глубины души – тому яркое подтверждение.
С первого дня очень гордилась тем, что работаю на Белорусской железной дороге. Нравилось всё и все. повезло с начальником группы Александром Ильютиком (впоследствии он стал лучшим главным инженером проекта нашего института, на счету которого немало железнодорожных объектов). Только добрых слов заслуживают и другие мои коллеги. В те годы чертежи выполняли за кульманами. Требования были жесткие – все должно соответствовать ГОСТам и СНИПам. Александр Гаврилович был принципиальным руководителем, чертежи проверял очень тщательно. До сих пор благодарна за ответственное отношение к труду, которое он культивировал в коллективе. Работу все старались выполнить как можно лучше и качественнее, боролись за победу в соцсоревнованиях. Нередко ездила в командировки – для обмеров тех или иных зданий. Александр Гаврилович всегда учил обращать внимание на мелочи, делился личным опытом – это была отличная школа мастерства.
В 1983 году происходил процесс пересчета смет. Меня как молодого специалиста направили на этот участок. Очень пригодились полученные ранее знания по чтению чертежей. Работа нравилась, выполняла ее с удовольствием. За свое старание получила грамоту. Самостоятельно освоила многие разделы сметного дела. Когда ушла в декретный отпуск, на мое место взяли двух специалистов. Значит, работала хорошо. В этом отделе довелось узнать многих замечательных людей. Одна из них – Ольга Сарайкина. Это не только отличный специалист, знаток своего дела, но и пример деликатности и спокойствия, любви к жизни и справедливости.
…Работа на нашем предприятии кипела: и комсомольская, и профсоюзная, и спортивная. Во всех мероприятиях я старалась принять участие. С ностальгией вспоминаю лыжную базу в Зеленом, что под Минском. Всю зиму, а иногда и в начале весны мы туда ездили, чтобы насладиться великолепием природы и посоревноваться на лыжне. Каждый год на Белорусской железной дороге проводились турниры, и наши коллеги неизменно принимали в них активное участие. В домашнем архиве до сих пор сохранились грамоты за призовые места, завоеванные на различных стартах. Круглый год – настольный теннис, в Минский Дворец культуры и спорта железнодорожников (МДКСЖ) ходили на волейбол. Летом – соревнования по легкой атлетике, стрельбе, плаванию. Всегда рядом с молодежью были старшие товарищи. Может, мне эта закалка помогает и сейчас? В бассейн МДКСЖ хожу до сих пор – на призовые места, конечно, рассчитывать трудно, но по мере сил и возможностей в соревнованиях участвую.
Вспоминается и то, как мы с коллегами выезжали в колхозы. Помогали сельчанам заготавливать сено, полоть грядки с овощами, убирать картофель, яблоки. Не думала, что полученные навыки когда-нибудь пригодятся. Сегодня успешно применяю их на собственном дачном участке. А какие чудесные у нас были праздники, новогодние вечера! Готовились к ним со всей серьезностью, раскрывали творческие таланты у своих работников. Летом ходили в походы, сплавлялись на плотах по Вилии, пели песни у костра, играли в разные игры. Словом, жили весело!
Полезными были конференции молодых специалистов, проходившие не только в Минске, но и в Москве, Харькове. Каждый год старалась использовать бесплатный билет на проезд. Спасибо любимой железной дороге! Ведь это давало замечательную возможность путешествовать по Советскому Союзу. Я побывала во многих местах – от Калининграда до Байкала, от Мурманска до Одессы. Впечатления остались наилучшие. А тяга и любовь к путешествиям не угасли и поныне. Как приятно сегодня ехать поездом и видеть здания вокзалов, остановочных пунктов, котельных и цехов, мостов и тоннелей, запроектированных нашим институтом! Каждый раз с гордостью показываю эти объекты своему сыну.
Время пролетело незаметно. В этом году исполнится ровно сорок лет, как я тружусь на Белорусской железной дороге, ставшей моей жизнью и судьбой. И могу с полной уверенностью сказать: «Я – счастливый человек!».