Сохранить позитивную динамику

Резервы для наращивания объемов перевозок и повышения их эффективности, обновление инфраструктуры и подвижного состава, повышение конкурентоспособности услуг, обеспечение безопасности, совершенствование системы подготовки кадров – эти и другие вопросы рассмотрели участники итогового заседания технико-экономического совета Белорусской железной дороги. На мероприятии были проанализированы результаты минувшего года и определены задачи на 2018-й.

В заседании, которое прошло под председательством начальника Белорусской железной дороги Владимира Морозова, приняли участие министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак, руководители и представители органов государственной власти и управления, служб и организаций магистрали.
В своем докладе Владимир Михайлович отметил, что в 2017-м работа Белорусской железной дороги была направлена на обеспечение доступности, качества и безопасности перевозок, усиление клиентоориентированности, обновление основных фондов, повышение эффективности использования ресурсов. Эти задачи определены соответствующей подпрограммой Государственной программы развития транспортного комплекса страны на 2016 – 2020 годы.
– Минувший год, второй год пятилетней программы, с точки зрения объемов работы и финансовых результатов прошел в позитивной динамике, – сообщил он. – Этому способствовали как восстановление экономического роста в республике и соседних странах, так и улучшение внутренних бизнес-процессов на дороге – в первую очередь в плане сохранения и привлечения объемов грузовых перевозок.

Хорошая прибавка

По результатам прошлого года на магистрали выполнены три из четырех ключевых показателей госпрограммы (грузооборот, снижение потребления топлива на тягу поездов, износ основных средств), а также девять из одиннадцати показателей прогноза социально-экономического развития. Бизнес-план был ориентирован на наращивание выручки до уровня, позволяющего выполнить оптимально необходимый объем ремонтных и инвестиционных программ, увеличить заработную плату, обеспечить исполнение финансовых обязательств. И такие расчеты оправдались: выручка по основной деятельности дороги выросла в сравнении с 2016 годом на 11%.
Грузовые перевозки по-прежнему остаются главным источником получения прибыли и обеспечения рентабельности работы отрасли. Объем перевозок грузов составил 146,3 млн. тонн (на 15% больше, чем в 2016-м), грузооборот возрос на 18% и составил 48,5 млрд. т-км (наилучший результат с 2012 года). Погрузка достигла максимального за последние пять лет значения.
Улучшать эти показатели необходимо и в 2018-м. Начальник дороги потребовал принять дополнительные меры для повышения качества оказываемых услуг, активнее взаимодействовать с клиентами и партнерами, эффективно использовать погрузочные ресурсы и улучшать организацию перевозочного процесса. При таком комплексном подходе можно рассчитывать на рост конкурентоспособности услуг.

Контейнерный интерес

Перспективным направлением с точки зрения роста объемов и доходности для Белорусской железной дороги являются перевозки прямыми ускоренными контейнерными поездами и реализация новых проектов в данной сфере. С каждым годом этот сегмент развивается все успешнее. Если в 2015-м удельный вес доходов от перевозок грузов в контейнерах в общем объеме выручки от грузовых перевозок составлял 2,5%, то в 2017-м – уже более 4%.
За минувший год специализированными контейнерными поездами перевезено 376,5 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (по сравнению с 2016-м рост на 59,9%). Проследовало 3217 контейнерных поездов, что в 1,6 раза больше, чем за 2016-й. При этом наилучшая положительная динамика сохраняется в сообщении Китай – ЕС – Китай: за 2017 год перевезено 245,4 тыс. контейнеров, или на 74,1% больше, чем в 2016-м. Рост объемов на данном важнейшем направлении прогнозируется и в нынешнем году.
Руководитель магистрали поручил улучшить взаимодействие с администрациями железных дорог сопредельных стран по пропуску поездов через межгосударственные стыковые пункты, обеспечить соблюдение нормативного графика движения поездов, эффективное использование подвижного состава, минимизировать влияние негативных факторов, сдерживающих продвижение транзитного грузопотока.

В интересах пассажиров

По-прежнему в центре внимания остаются и вопросы повышения качества и привлекательности услуг железнодорожного транспорта для населения. По итогам минувшего года показатель пассажирооборота составил 6,3 млрд. пасс.-км. В декабре 2017-го удалось добиться положительной динамики как по объему перевозки пассажиров, так и по пассажирообороту.
В межрегиональном сообщении основные усилия в минувшем году были направлены на увеличение маршрутных скоростей, периодичность курсирования поездов, повышение комфорта при перевозках пассажиров. Графиком движения поездов на 2017 год размеры движения поездов межрегиональных линий бизнес-класса увеличены до 10,5 пар, а также сокращено время в пути следования составов, курсирующих между Гомелем и Могилевом, Могилевом и Витебском. Совершенствовалась система транспортного обслуживания населения и между Минском и Гомелем, а также на участке Молодечно – Гудогай – госграница, где благодаря реализации проекта по электрификации открылось движение поездов на электротяге.
Активно ведутся работы по развитию каналов самообслуживания при реализации проездных документов на поезда региональных линий экономкласса и городских линий. За 2017 год через Интернет реализовано 2,1 млн. билетов, что на 27,9% превысило результаты 2016-го.
– Приоритетами пассажирского комплекса в ближайшей перспективе должны стать повышение качества услуг через обновление подвижного состава, внедрение инноваций в области сервиса, предоставление новых транспортных продуктов, развитие системы электронных продаж, – акцентировал внимание Владимир Морозов. – В целях оптимизации затрат будет продолжена работа по приведению размеров движения в региональном экономкласса и в городском сообщениях к установленным государственным социальным стандартам транспортного обслуживания населения.

На станции Минск-Пассажирский заменены шесть эскалаторов

Надежное обновление

Более 46% всей выручки в 2017-м дорога получила от экспорта услуг. Отличительная черта минувшего года – значительный рост объема экспорта: на 36,3% к 2016-му. В дальнейшем планируется увеличить этот показатель.
Владимир Морозов особое внимание обратил на безопасность движения поездов, потребовал принять дополнительные меры для безотказного функционирования технических средств. Среди важнейших направлений этой работы – обновление и развитие объектов инфраструктуры и подвижного состава.
В 2017 году значительная часть инвестиций в основной капитал Белорусской железной дороги была направлена на приобретение подвижного состава
(55,3% от общего объема) и строительство объектов (развитие инфраструктуры) – 37,4%. За этот период, в частности, получено 16 грузовых электровозов и более 250 грузовых вагонов.
В минувшем году завершена электрификация направления Молодечно – Гудогай – госграница, а также железнодорожного обхода Минска на перегоне Колодищи – Шабаны. Кроме того, модернизированы устройства электрической централизации и автоблокировки на участке Жлобин – Гомель и создана база ремонта и обслуживания электровозов серии БКГ1 и БКГ2 в локомотивном депо Барановичи.
В нынешнем году планируется продолжить реализацию таких проектов, как «Электрификация участков Гомель – Жлобин – Осиповичи и Жлобин – Калинковичи. 3-я очередь. Участок Жлобин – Калинковичи», «Развитие центра управления перевозками». Помимо этого, в планах – внедрение микропроцессорной централизации Гомельского и Калинковичского узлов, а также развитие Минского железнодорожного узла, приграничной инфраструктуры, других объектов. Также предполагается приобрести не менее 1,6 тыс. грузовых вагонов.
Как и прежде, на Белорусской железной дороге большое внимание будут уделять вопросам охраны труда, развитию социальной сферы, повышению профессионального мастерства работников, другим важным направлениям.

Прогнозировать спрос

Улучшению финансовых показателей деятельности магистрали способствует сплоченная и ответственная работа всего коллектива Белорусской железной дороги. В минувшем году, как отметила в докладе главный экономист магистрали Елена Киреня, были достигнуты положительные результаты. Прибыль от реализации услуг по перевозкам увеличилась по сравнению с 2016-м на 19%, выручка составила 111,7%. Возросли рентабельность перевозок и прибыль от иных видов деятельности.
В нынешнем году будут приняты дополнительные меры для повышения финансовой устойчивости Белорусской железной дороги и всех организаций, входящих в ее состав. Для этого необходимо достичь запланированных параметров по объемным показателям грузовых и пассажирских перевозок, нарастить выручку и прибыль, повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности подразделений, оказывающих транспортно-логистические услуги. В ход пойдут и другие резервы.
Среди важнейших факторов успешной работы – активная маркетинговая политика, прогнозирование потребностей клиентов. Как доложил начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Александр Невмержицкий, в нынешнем году увеличить погрузку планируют предприятия «Гранит» и БМЗ, нефтеперерабатывающие, цементные и сахарные заводы. Транзитные перевозки планируют нарастить прежде всего за счет привлечения дополнительных объемов сжиженных газов и нефтепродуктов, химикатов, зерновых и продовольственных грузов, удобрений, а также грузов в контейнерах.
Для обслуживания возрастающего грузопотока, в частности, на станции Брест-Северный запланирована реализация проекта, который позволит повысить ее среднесуточную способность по переработке контейнеров в 1,5 раза, увеличить площади хранения контейнеров в 2 раза, а также сократить время на обработку контейнерных поездов и ускорить их пропуск. В Брестском и Гродненском регионах развивается и другая инфраструктура для ускорения пропуска поездов через белорусско-польскую границу, помимо традиционных маршрутов предполагается задействовать и альтернативные.

В Барановичском подразделении Дорожного центра для подготовки специалистов созданы два новых класса

Повышая эффективность

Для ускорения пропуска поездов в 2017 году сформировано и отправлено около 16,7 тыс. поездов на удлиненные плечи обслуживания локомотивными бригадами, что позволило сократить эксплуатационные расходы. Начальник службы перевозок Петр Дулуб сообщил, что такой подход будут активно применять и в нынешнем году. Для максимального использования мощности локомотивов и снижения эксплуатационных расходов в 2017-м были сформированы около 7,5 тыс. поездов повышенной длины и почти 9,4 тыс. – повышенного веса (почти на 1,5 тыс. больше, чем в 2016-м). Кроме того, совершенствуются подходы к разработке графика движения поездов, расширяется сеть диспетчерской централизации, предпринимаются другие меры.
Многое было сделано и в сфере пассажирских перевозок. Обновлялись вокзалы и станции, назначались новые поезда, расширялось использование современного моторвагонного подвижного состава, продолжалось внедрение и развитие информационных технологий. Начальник пассажирской службы Александр Захаревич доложил, что через Интернет в минувшем году продали более 2 млн. проездных документов, что составило 16,7% от общего количества билетов, реализованных по дороге через АСУ «Экспресс». Пользуются спросом новые поезда региональных линий бизнес-класса в сообщении Минск – Полоцк и Минск – Лида. Кроме того, учитывая повышенный спрос на проезд пассажиров из Беларуси в Польшу и в обратном направлении, ведется работа по дальнейшему развитию пересадочного сообщения как за счет увеличения периодичности курсирования согласованных поездов, так и расширения географии маршрутов до пассажирообразующих административных центров (Краков, Щетин, Познань). Также среди приоритетов – сокращение времени в пути поездов межрегионального сообщения.

Сохранять традиции

На заседании ТЭСа генеральный директор государственного предприятия «БТЛЦ» Евгений Усенков проинформировал о проделанной работе по организации контейнерных поездов, результатах деятельности предприятий, учрежденных за рубежом. Начальник Минского отделения Белорусской железной дороги Павел Дашкевич доложил о мерах, принимаемых для обеспечения безопасности движения поездов. В минувшем году в отделении было допущено 33 нарушения в данной сфере (рост к 2016-му – на 44%). Поэтому в нынешнем необходимо укрепить производственную и технологическую дисциплину, повысить ответственность за результат труда. Руководитель АО «ОТЛК» Алексей Гром высоко оценил роль Белорусской магистрали в пропуске контейнерных поездов и заявил о наличии хороших предпосылок для дальнейшего наращивания объемов совместной работы.
С заключительным словом на заседании технико-экономического совета выступил министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак. Он отметил успехи в деятельности магистрали, подчеркнул, что сила Белорусской железной дороги – в ее традициях. Необходимо опираться на них и двигаться вперед. Анатолий Сивак призвал усилить ответственность руководителей всех уровней за обеспечение безопасности движения, трудовой и технологической дисциплины, а также за выполнение экономических показателей работы. Необходимо задействовать дополнительные возможности для повышения эффективности использования парка грузовых вагонов и пропуска контейнерных поездов, в первую очередь в сообщении Китай – ЕС – Китай. Он также призвал железнодорожников активнее включаться в подготовку к Европейским играм, которые пройдут в нашей стране в 2019 году, совершенствовать с учетом этого инфраструктуру Минского железнодорожного узла.
Начальник Белорусской Владимир Морозов заверил, что многотысячный коллектив магистрали нацелен на выполнение ответственных задач, дальнейшее развитие дороги.

Руслан АНАНЬЕВ
Фото Александра БАЧИЛО и Виктора ДУЛЕБО

Яндекс.Метрика