Октябрь
Чт
22
2020

Путейцы с железным характером

Стальная магистраль связала четыре поколения семьи Латушко. Их общий стаж на Белорусской железной дороге – более 160 лет. Причем большинство представителей этой фамилии работали на станции Славное. Неслучайно они стали победителями в номинации «За преемственность поколений» в дорожном слете династий, который прошел в Лиде в минувшем году и был посвящен 155-летию магистрали.

Основатель династии Иван Латушко, 1914 год

Первое поколение – Иван

Основатель путейской династии Латушко – Иван Николаевич. Он родился в 1885 году в деревне Антоново, что недалеко от Толочина. В юности устроился на стальную магистраль. Трудился рабочим, позже бригадиром. Семья росла, один за одним появились четверо сыновей. Когда дети подросли, Иван Николаевич часто приводил их на работу. Поэтому специфику труда путейцев они узнали с детства. Конечно, тогда мальчишки не подбивали путь и не меняли шпалы. Их обязанностью было, к примеру, приносить бидон с ключевой водой для бригады. А в минуты отдыха слушали разговоры монтеров. Они понимали, что эти люди – настоящие труженики, поэтому, когда вырастут, будут работать с такими профессионалами. Иван Николаевич посвятил железной дороге сорок лет. Он ушел из жизни в 1973 году – когда ему было 88.
– У нас сохранилось фото деда в молодости. Снимок датируется 1914 годом. На нем Ивану Латушко 29 лет. Как идет ему железнодорожная форма! – с гордостью демонстрирует фото своего предка Михаил Латушко, представитель третьего поколения династии. – Мне рассказывали, что дед был очень строгим и требовательным, добросовестным и трудолюбивым. Начальство сразу приметило его крестьянскую хватку, основательность, хозяйский подход. А еще он был приятным человеком, хорошим собеседником, очень любил детей и часто рассказывал разные интересные истории.

Машинист Михаил Латушко

Второе поколение – Михаил, Николай, Василий

Из четверых сыновей Ивана Николаевича Латушко с железной дорогой судьбу связали трое. Четвертый, Иван, погиб во время Великой Отечественной войны в битве на Курской дуге в 1943 году.
Старший Михаил стал почетным железнодорожником. В отличие от отца трудился машинистом. Во время войны водил составы в колоннах особого резерва НКПС, выполнял рейсы по доставке к линии фронта бойцов, техники, боеприпасов. Удостоен множества наград. Более тридцати лет отработал в столичном локомотивном депо. Избирался депутатом Верховного Совета БССР.
Его брат Николай также прошел войну и имел немало наград. Вернувшись с фронта, вместе с отцом трудился в должности монтера пути. В январе 1969-го трагически погиб на 45-м году жизни.
Василий Латушко – младший из сыновей Ивана Латушко – родился в 1932 году. На железную дорогу пришел работать шестнадцатилетним мальчишкой вслед за старшими братьями и почти 30 лет был ей предан.
Он оставил после себя достойных продолжателей династии: сына Михаила и внуков Романа и Степана, которые сегодня трудятся на магистрали.

Семья Николая Латушко

– Отец начинал стрелочником, – рассказывает сын Василия Латушко Михаил. – Это сейчас на нашем 3-м околотке все переводы автоматические, а тогда они были ручными. Поэтому на каждой горловине находился пост, на котором посменно дежурили стрелочники. Позже отец перешел в монтеры. Никаких учебных заведений не оканчивал, всему учился у старших товарищей. Среди коллег пользовался уважением, потому что с обязанностями справлялся безупречно, хотя сложностей в тяжелом путейском труде хватало. На его участке всегда был порядок. За годы работы у отца накопилось множество благодарностей от руководства предприятия, был удостоен медали «Ветеран труда». Я запомнил его как волевого мужчину, человека с железным характером и всегда старался быть похожим на него.
Два года Василий Латушко не доработал до пенсии – здоровье не позволило.
– Отец был мастером на все руки, – продолжает Михаил. – Занимался бондарством. Какие же потрясающие бочонки он делал! Для вина, морсов, соков. Кадушки для квашения капусты и замачивания яблок. Колодезные бадьи, которые выдерживали самые суровые морозы. Со всей округи ехали за его творениями. А еще он прекрасно играл на гармони и балалайке. Вот такой виртуоз-самоучка. Умер в 1995 году.

Василий Латушко

Третье поколение – Михаил

– Помню, как ребенком с замиранием сердца слушал рассказы отца о железной дороге, – говорит Михаил. – Знал, что этот труд тяжелый, который по силам только физически выносливым людям. Но при этом понимал, что другой путь, другая колея – не мое. Я часто навещал отца. Деревня Антоново, в которой мы родились и где я до сих пор живу, – в четырех километрах от станции Славное. Летом сюда добирался на велосипеде, зимой – пешком. Наблюдал за поездами, интересовался техникой. Только когда пришел работать, понял, что на самом деле путь – сложная, многосоставная инженерная конструкция. Узнал про такие понятия, как скрепление, балласт, стрелочные переводы, рамные рельсы…
На железную дорогу Михаил устроился сразу после окончания школы. Год отработал монтером пути, затем отслужил в армии и вернулся на прежнее место. Уже больше четверти века он предан одному предприятию и одному околотку.
– Я попал в бригаду, в которой практически все были опытными путейцами. Поэтому в работу втянулся быстро, – продолжает собеседник. – И сделал для себя вывод: если хочу здесь остаться, то должен быть физически крепким, предельно внимательным и преданным железной дороге.
– Отец и вправду очень ответственный и добрый человек и что важно – работящий, – вступает в разговор сын Роман. – Вроде пришел уставший, однако на домашние хлопоты тоже силы оставит. Он ведь сам построил дом, освоил автомеханическое дело. А сколько работы в деревне! И нас приобщает.
За добросовестный труд Михаил Латушко награжден нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі», гордится множеством грамот и благодарностей, среди которых и Почетная грамота Белорусской железной дороги.

Четвертое поколение – Роман и Степан

Несколько лет трудятся в Борисовской дистанции пути братья Роман и Степан Латушко. Это четвертое поколение железнодорожной династии.
– Все наше детство неразрывно связано с магистралью, поэтому мы профессию даже не выбирали – это было давно определено. После окончания школы сразу пошли трудиться. Попасть на отцовский околоток не удалось – вакантных мест не было. Работали сначала на 6-м по станции Новосады.

Михаил Васильевич и его сыновья Роман и Степан

А после армии перевелись на 5-й в Крупки. Параллельно учимся в оршанском отраслевом колледже, – рассказывают парни.
В свободное время они помогают отцу обустраивать дом, а еще занимаются спортом. Скоро у ребят состоится защита дипломных работ. К данному событию готовятся основательно. Ведь чтобы вписать свою страницу в историю большой путейской семьи, нужно приложить максимум усилий и стараний.
К этому и Роман, и Степан готовы. Говорят, что преодолевать трудности помогает характер – по-настоящему железный, как и принято в этой семье.

Анна МЕРКУШЕВИЧ
Фото автора и из семейного архива

Яндекс.Метрика