Счастье – служить любимому делу
Те, кто знает ветерана Барановичского отделения дороги Анатолия Ильина, говорят о нем как о человеке, который хранит верность своим убеждениям и Белорусской магистрали. Железной дороге он отдал более сорока лет. И по праву этим гордится.
На днях Анатолий Георгиевич отметил 90-летний юбилей. Кстати, как утверждает сам юбиляр, встретить в полном здравии столь значимую дату ему помогла… любовь к природе. Благоговейное отношение к ней Ильин пронес через всю жизнь. В свободное время он мог часами пропадать в лесу или на реке, не боясь ни летнего зноя, ни январских морозов. «Это Аксаков, Тургенев и Паустовский виноваты», – шутит железнодорожник. Впрочем, есть у этого увлечения и другие корни: столь трепетная любовь к красотам родного края ему передалась от отца Георгия Ивановича – бухгалтера колхоза, человека образованного, страстного охотника и рыболова. Когда Анатолию было тринадцать лет, мирный быт семьи взорвала война. В августе 1941-го отца призвали в армию. Последняя весточка от него пришла из-под Смоленска, где шли ожесточенные бои. А вскоре Ильины получили официальное уведомление: «Пропал без вести».
При любви Анатолия Георгиевича к природе быть бы ему натуралистом или биологом, но жизнь сложилась иначе. В Оренбурге, в 100 километрах от его родного села, разместился эвакуированный филиал Харьковского института инженеров железнодорожного транспорта. Туда на подготовительное отделение и подался паренек. А в сам Харьков уже полноправного студента Ильина вместе с другими ребятами перевезли в воинском эшелоне. Шел 1945 год, закончилась Великая Отечественная. Феноменальная память моего собеседника хранит мельчайшие подробности того времени. Украинский город был разрушен. В каждой комнате общежития стояла буржуйка, но дрова приходилось добывать самим. На стипендию в 350 рублей можно было купить всего три буханки хлеба. А по хлебным карточкам, которые выдавали студентам, его отпускали лишь 150 граммов в день. Приходилось выживать: по ночам ребята разгружали вагоны, работали на овощной базе. Раз в месяц приходили посылки из дома. Как матери удавалось их собрать, Анатолий Георгиевич удивляется до сих пор. Институт Ильин окончил в 1950 году.
К моменту распределения уже был женат. Вместе с супругой Тамарой они выбрали Брест-Литовскую железную дорогу. Молодой специалист получил назначение на станцию Брест-Северный. Начинал дежурным по станции. С теплотой Анатолий Георгиевич вспоминает людей, которые передавали ему первые азы мастерства: дежурного по станции Николая Панасюка, начальника станции Антона Корниенко. Успешно начав карьеру с их легкой руки, молодой железнодорожник быстро вырос до первого заместителя начальника Брестского отделения. С непосредственным начальником Тимофеем Яковлевым Ильин проработал больше всего. Он и сегодня называет Тимофея Васильевича своим первым настоящим учителем.
В январе 1969 года Ильина пригласили на работу в Москву – в Министерство путей сообщения. Анатолий Георгиевич стал заместителем начальника управления перевозок. Однако при всей ответственности это была бумажная работа. «Документы собрал – и с папкой к замминистра. И так, почитай, каждый день. Я стал типичным чиновником», – вспоминает железнодорожник. Поэтому, когда в посольстве ГДР в Москве, где награждали железнодорожников за работу с экспортными грузами, Анатолий Георгиевич встретил начальника Белорусской железной дороги Евгения Юшкевича, то прямо взмолился: «Заберите меня обратно!». Евгений Павлович предложил ему должность начальника службы движения. Но Ильина такая перспектива не обрадовала: «Какая разница: Минск будет или Москва? Хочу быть поближе к природе».
в 1970 году он оказался в Барановичах, сменив в должности начальника отделения Адама Козловского, который уехал в Минск, и 20 лет возглавлял отделение. Это был очень напряженный, но интересный период развития предприятия. «Говорят, что 70 – 80-е – годы застоя. Может где-то и был застой, но не на железной дороге, не в промышленности», – убежден Анатолий Георгиевич. И добавляет: «Мы еле справлялись с перевозками. Вагонов не хватало. Постоянно звучало требование: ускоряйте оборот вагона!». Реконструировали станцию Барановичи-Центральные, удлинили станционные пути, запустили устройства электрической централизации. Аналогичные работы (удлинение станционных путей и оборудование станций устройствами ЭЦ) были выполнены на всех станциях. А на участковых – Лунинец, Волковыск, Лида, Гродно – появились и сортировочные горки. Был электрифицирован главный ход отделения, электровозы пошли из Минска до Бреста. И это далеко не полный список того, что было сделано. Отдельно стоит упомянуть строительство второго пути на участке Барановичи – Лунинец протяженностью 108 километров. В те годы это было особенно важно. На проектные мощности вышел Микашевичский комбинат нерудных материалов, суточные заявки которого доходили до 500 вагонов, а пропускная способность участка резерва не имела. Чтобы выйти из ситуации, барановичские железнодорожники придумали метод сдвоенных поездов: два обычных поезда соединяли и со станции Барановичи-Центральные отправляли состав на Лунинец. В сутки в этом направлении уходило 6 – 8 таких поездов. Вскоре благодаря содействию начальника Белорусской дороги Андрея Андреева уложили второй путь. Как тогда говорили – хозспособом, то есть за собственные средства и своими силами. Трудились путейцы, связисты, строители. Работы заняли чуть больше года. Роль Анатолия Ильина в этих процессах один из руководителей магистрали обозначил так: «Это была глыба». Еще один факт: с 1970-го по 1990 год под руководством Ильина погрузка грузов в отделении выросла почти в четыре раза. Большое внимание Анатолий Георгиевич уделял и социальным вопросам. В Барановичах были построены детские сады, больница, поликлиника. В больших объемах с превышением заданий строилось жилье.
За свой неустанный и плодотворный труд Анатолий Ильин награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалью «За доблестный труд». Его заслуги отмечены Почетной грамотой Верховного Совета БССР, Почетной грамотой МПС, Золотой медалью ВДНХ, знаком «Почетному железнодорожнику». Анатолия Георгиевича неоднократно избирали депутатом Брестского областного и Барановичского городского Советов депутатов. город, который появился благодаря железной дороге, принял его в ряды своих почетных граждан. Люди, хорошо знающие Анатолия Ильина, не удивляются, что он и сегодня старается быть в курсе всех дел и проблем отделения, которым руководил два десятилетия. Он рад, что железная дорога продолжает развиваться. И точно знает: счастье – это возможность заниматься делом, которое по душе.