Октябрь
Вт
20
2020

Вернуться к истокам

Автор публикации, которую сегодня мы предлагаем вниманию читателей, – ветеран Полоцкой дистанции сигнализации и связи Валентина Пост (на фото). Родному предприятию она отдала 38 лет. В ее семье с железной дорогой тесно связаны судьбы многих близких людей. Об этом она увлекательно и интересно рассказала в материале, который участвовал в дорожном конкурсе среди ветеранов труда Белорусской магистрали на лучшую публикацию-воспоминание в газете «Железнодорожник Белоруссии», посвященном 155-летию магистрали. Ее работа заняла первое место в номинации «Моя трудовая династия».

«Я родилась и выросла в Полоцке – в семье железнодорожников. Отец работал машинистом в локомотивном депо, мама трудилась кассиром в клубе железнодорожников.
О других родных я практически ничего не знала. Дедушка умер еще в 1920 году, когда отец был совсем маленьким. А бабушку и тетю Эрику во время войны немцы угнали в Германию. Более 30 лет мы ничего не знали об их судьбах. Наверное, поэтому отец не рассказывал о близких – не хотел бередить раны. Собирать более детальные сведения о нашей династии я начала, когда пришла работать на железную дорогу. В 1966 году окончила школу. Это был период развития нефтеперерабатывающей промышленности – в Новополоцке уже работало профильное предприятие. Как и многие одноклассники, я подала документы в местный нефтяной техникум. Но не прошла по конкурсу. В тот год, когда оканчивала школу, одновременно выпускались две параллели – 10-х и 11-х классов.
Чтобы помочь молодежи с трудоустройством, всех, кто не поступил в техникум или институт, распределили на предприятия города. Меня отправили в дистанцию сигнализации и связи. Сегодня я понимаю: это был судьбоносный момент.

Мама Татьяна Егоровна с отцом Виктором Ивановичем

О специфике работы я ничего не знала. Вначале была ученицей телеграфиста, затем телеграфистом, работала в отделе кадров машинисткой. Окончила Брестский техникум железнодорожного транспорта и получила предложение возглавить отдел кадров. Но отказалась – была молодой и испугалась ответственности. Перевелась техником в техотдел. Позже мою должность переименовали – я стала электромехаником по техдокументации. Отвечала за подготовку кадров, курировала вопросы рационализации и многое другое. В техотделе проработала до пенсии. Была секретарем комсомольской организации, участвовала в различных спортивных соревнованиях.
Однажды мой коллега – старший электромеханик Василий Соколов – в разговоре обмолвился, что мой дед когда-то возглавлял нашу дистанцию, а тетя – Эрика Ивановна – до войны работала старшим электромехаником ЛАЗа. Получилось, что, сама того не зная, я повторила путь родных. Это открытие подтолкнуло к сбору информации о других близких людях.
Отец рассказал, что в 1959 году нас разыскал его дядя, мой двоюродный дед Константин Янович Пост. Он рассказал, что в 1912-м вместе с братом Иваном работал на станции Полоцк Риго-Орловской железной дороги. Иван служил надсмотрщиком телеграфа, а Константин работал здесь же телеграфистом, но затем его перевели помощником начальника станции Боровуха. В 1919 году Константина откомандировали на Ташкентскую железную дорогу, в 1921-м он уехал в Латвию и трудился на местной магистрали. С тех пор потерял связь с братом. Константин Янович сохранил уникальные фотографии, которым более ста лет. Благодаря этим снимкам я познакомилась с дедушкой и бабушкой. Узнать некоторые факты из их биографии мне удалось только в начале 1970-х.

Дедушка Иван Янович

Мой отец Виктор Иванович родился в Полоцке в 1918 году. В 1936-м пришел работать в паровозное депо. Начинал слесарем, затем был кочегаром, помощником машиниста. В 1940 году его призвали в армию и отправили на Дальний Восток. В начале войны его часть перебросили в Калининскую область. До ее окончания Виктор Пост был на передовой: Северо-Западный фронт, 2-й и 3-й Украинские. В приказе о награждении его медалью «За отвагу» от 26 января 1944 года отмечено, что «…в районе Новгородка, невзирая на сильный пулеметный и минометный огонь, командир 1-го стрелкового батальона 283-го стрелкового полка 94-й гвардейской дивизии старший сержант Пост со своим отделением ворвался в траншеи противника и захватил их, тем самым помог продвижению советских войск». 23 августа 1944-го в ходе Ясско-Кишиневской операции при прорыве линии обороны на подступах к Кишиневу из миномета отец уничтожил две огневые точки противника и автомашину. За это был удостоен ордена Красной Звезды. Виктор Пост – кавалер двух орденов Отечественной войны, двух орденов Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». После окончания войны вернулся в Полоцк, но идти ему было некуда: дом сожгли немцы, маму и сестру отправили в Германию. Как жить дальше? Помог друг детства – его брат работал начальником паровозного депо. Так отец вновь вернулся на железную дорогу.
В 1947-м познакомился с моей мамой – расценщицей механического цеха депо Татьяной. После декретного отпуска она перешла работать в клуб железнодорожников. Была кассиром, киномехаником. До 1967 года трудилась контролером. Отец водил грузовые и пассажирские поезда до Витебска, Великих Лук, Друи, Бигосово. Был одним из лучших машинистов депо, пользовался заслуженным авторитетом у коллег. Награжден знаками «Отличный паровозник», «Отличный работник Белорусской железной дороги» и значком «Ударнику сталинского призыва». Имел множество благодарностей, почетных грамот и поощрений. Отец ушел на пенсию в 1973 году. В тот период завершалась эпоха паровозов – им на смену пришли тепловозы. Уже находясь на заслуженном отдыхе, у отца наворачивались слезы, когда он слышал гудок отправлявшегося на Бигосово пассажирского поезда. Вся его жизнь была связана с железной дорогой и локомотивным депо Полоцк.

Бабушка Ольга Юрьевна

В 1972 году нас отыскала папина сестра Эрика Ивановна, которая жила за океаном – в США. Мы вместе начали заполнять пробелы в родословной. В том же году в качестве туриста она приехала в Москву. Это была незабываемая встреча. От нее я узнала, что моя бабушка Ольга Юльевна Пост была образованным человеком, знала несколько языков, играла на фортепиано. Ее отец Юлиус Гутман был машинистом паровоза в Даугавпилсе (Двинске) в 1897 году, о чем говорится в списках переписи населения.
Ее муж (мой дед Иван Янович) работал надсмотрщиком телеграфа, затем начальником дистанции. Жили они в достатке, могли даже позволить себе прислугу. Дед очень любил розы, заказывал их в разных оранжереях. В 1920 году оба заболели сыпным тифом. Бабушка справилась с болезнью, а дедушка сгорел за несколько дней. После смерти мужа бабушка получала пенсию, но ее хватало лишь на пуд картошки в месяц. Она сдавала квартиру, работала в дистанции связи телефонисткой, иногда – в кинотеатре тапером (играла на фортепиано, сопровождая музыкой немое кино). Умерла бабушка в Германии в апреле 1945 года, когда мой отец уже шагал освободителем по немецкой
земле.

«А он не знал, когда он был в Берлине,
Что ничего не ведая о сыне,
Мать умирала рядом на чужбине.
Благодаря ее молитвам
Он выживал в жестоких битвах».

Эти стихи моя сестра Людмила посвятила отцу в один из его юбилеев. А моя тетя Эрика до войны работала техником в дистанции сигнализации и связи. Когда окончила курсы в Москве, ее назначили старшим электромехаником. После войны она уже не была связана с железной дорогой.
Мне же хочется обратиться к молодежи: пока живы родители, бабушки и дедушки, узнавайте и сохраняйте все, что связано с их жизнью, работой, увлечениями. Чем старше вы становитесь, тем выше ценность этой информации».

Яндекс.Метрика