Декабрь
Вт
03
2024

До сотой доли миллиметра

Более 200 типов различного оборудования СЦБ и связи обслуживает коллектив ремонтно-технологического участка (РТУ) Брестской дистанции сигнализации и связи.

Электромеханик-приемщик Руслана Беспудчик принимает после ремонта оборудование у электромеханика Виктории Машак

– Мы занимаемся ремонтом и проверкой железнодорожной аппаратуры всего отделения – реле, блоков, которые устанавливаются на постах ЭЦ и сигнальных точках, а также оборудования автоблокировки на переездах, – рассказывает начальник участка Вячеслав Коляда. – Основная задача – обеспечить их соответствие техническим требованиям. А значит, гарантировать безопасность движения поездов и надежную работу устройств СЦБ.
Несмотря на то, что административное здание РТУ находится в Бресте, его подразделения расположены на постах ЭЦ станций Брест-Восточный, Брест-Центральный, Береза-Картузская и Пинск. Наличие нескольких линейных участков позволяет своевременно и качественно обеспечивать ремонт и проверку аппаратуры. Объем работы большой – оборудование сюда доставляют не только со станций и остановочных пунктов, но и с перегонов (а общая протяженность участков – более 470 км).
– Чаще всего к нам поступают реле разных типов – импульсные, трансмиттерные, а также пусковые НМПШ, ПМПУШ, комбинированные КМШ, комбинированные штепсельные КШ-80, КШ-600, КШ-800, – поясняет Вячеслав Александрович. – К примеру, возле каждого светофора автоблокировки находится релейный шкаф, в котором может быть до 50 различных реле. И все они должны быть исправны. Ввиду того, что многие из устройств эксплуатируют длительное время, в ходе их ремонта возникает немало вопросов. Но специалисты РТУ справляются, не забывая о качестве.
В настройке и регулировке оборудования – свои нюансы. Все характеристики и параметры устройств отображены в сборнике «Технологический процесс ремонта и проверки аппаратуры сигнализации, централизации и блокировки».
– Это основной документ для работников РТУ, – продолжает разговор Вячеслав Коляда. – В нем содержится информация о порядке и периодичности ремонта различного оборудования и сроках его замены, электрических и механических характеристиках, количестве витков и сопротивлении обмоток. Также подробно расписано, каким специализированным регулировочным инструментом пользоваться.
О том, насколько высокоточным необходимо быть, свидетельствует такой факт: мы используем щупы, позволяющие проверить зазоры до сотой доли миллиметра.
По словам Вячеслава Александровича, большой объем работы предстоит выполнить специалистам участка в этом году. Одних только двигателей электроприводов надо проверить и отремонтировать 456 единиц. Большинство из них предназначены для таких крупных станций, как Брест-Центральный, Брест-Восточный (кодовый пост), а также Брест-Полесский, Брест-Южный, Жабинка, Оранчицы, Бронная Гора, Лесная, Янов-Полесский. Особое внимание уделяется оборудованию сортировочных горок (их три: одна – на станции Брест-Восточный и две на станции Брест-Северный). С учетом интенсивного грузового движения на них ремонт соответствующей аппаратуры производится чаще – два раза в год.
О специфике профессии Вячеслав Коляда может рассказывать долго, у него большой опыт работы на магистрали. После окончания БИИЖТа в 1984 году трудился электромонтером инженерного парка на станции Брест-Северный, затем – старшим электромехаником ремонтно-технологического участка. Последние пять лет возглавляет это подразделение. Награжден Почетной грамотой Белорусской железной дороги и знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi».

Старший электромеханик Наталья Киселёва и начальник РТУ Вячеслав Коляда

Ремонт аппаратуры, составление планов работы на месяц и проведение техучебы контролирует старший электромеханик Наталья Киселёва. Она окончила Брестский техникум железнодорожного транспорта и с 1992 года трудится на РТУ. Более 10 лет была электромехаником, а с 2005-го – старший электромеханик. Хорошо знакома с аппаратурой СЦБ, которую ремонтировала, набираясь опыта у старших коллег. В Брестской дистанции сигнализации и связи сейчас электромонтером работает ее сын Михаил, который заочно учится в БелГУТе.
– Наши электромеханики-регулировщики после ремонта оборудования осуществляют регулировку и измерение его механических, электрических и временных характеристик, – говорит Наталья Александровна. – Если все параметры в порядке, электромеханик-приемщик осуществляет контрольную проверку (то есть действует двойной контроль) и опломбирование – специалист ставит личное клеймо и наклеивает бирку. На ней указываются тип оборудования, дата ремонта и кто его выполнял.
В штате подразделения – два электромеханика-метролога. Они проверяют и ремонтируют амперметры и вольтметры постоянного и переменного тока, омметры, тестеры, осциллографы и цифровые мультиметры. Кроме того, отвечают за измерительное оборудование и стенды, которые тоже нуждаются в периодической поверке.
На РТУ восстанавливают не только контактную аппаратуру (реле и блоки), но и бесконтактную – приемники, трансформаторы, генераторы, конденсаторные блоки, преобразователи частоты, регуляторы тока.
Специалисты Брестской дистанции сигнализации и связи отмечают, что на предприятии идет постоянное обновление оборудования: внедряются современные бесконтактные полупроводниковые трансмиттеры, импульсные герконовые реле ИВГ-КРМ. Последние, в отличие от контактных реле ИМВШ, проверяются реже – раз в пять лет.
В коллективе РТУ трудятся 30 человек, все – специалисты высокого класса. Среди самых опытных – электромеханики Нина Шалагина, Наталия Бойко, Наталья Пукало, Елена Чеплюк, Ирина Андреева, Руслана Беспудчик, Дмитрий Пастернакович, Вячеслав Гришкевич, Игорь Остапук. В настоящее время пять работников проходят обучение (заочно) в БелГУТе.
Для работы в этом подразделении необходимы хорошие знания и большой практический опыт. Монотонный труд и ремонт мелких деталей требуют усидчивости, терпения, скрупулезности. Коллектив РТУ приносит большую пользу магистрали, продлевая жизнь многим приборам и оборудованию.

Юрий ФЕДОРЕНКО

Яндекс.Метрика