Есть ресурсы для развития
Увеличение экспортного и транзитного потенциала, развитие транспортно-логистических услуг, а также экономия и эффективное использование ресурсов – важные задачи, которые поставил перед предприятиями отрасли министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак на состоявшемся в Минске заседании коллегии Минтранса.
В отрасли отмечается рост спроса на грузовые перевозки: по итогам прошлого года в Беларуси на 6% увеличился грузооборот. Без учета транспортировки по трубопроводам нефти и газа увеличение составило 13,8%. Как отметил руководитель Минтранса Анатолий Сивак, лучшие итоги работы продемонстрировали железнодорожный (118,1%), автомобильный (106,9%) и внутренний водный виды транспорта (155,7%). Менее продуктивно сработали организации трубопроводного транспорта (97,2%) и предприятия воздушного транспорта (76,6%).
С целью увеличения объемов экспорта услуг проводилась системная работа по развитию торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами. Организации отрасли сработали с опережением заданного темпа роста: при задании 104,5% он составил 124%. Наибольших успехов в этом направлении достигла Белорусская магистраль (137,6%). Экспорт услуг организаций автомобильного транспорта составил 122,3%, дорожного хозяйства – 118,9%, авиационных предприятий – 110%. Также более чем на треть (136,3%) по этому показателю прибавили организации водного транспорта.
Экспорт услуг в Китайскую Народную Республику по организациям Минтранса составил 45,6 млн. долларов (при задании 35 млн.), а экспорт товаров в Смоленскую область России – 132% (при задании 105%), в Латвийскую Республику – 127% (106%).
По мнению Анатолия Александровича, в нынешнем году данный показатель необходимо увеличить на 4% – для этого у организаций есть все возможности и соответствующий потенциал.
В системе Минтранса переломлена негативная тенденция последних лет и обеспечен почти двухпроцентный (101,9%) рост по пассажирообороту. Положительная динамика достигнута в автомобильном транспорте. Принимаемые компанией «Белавиа» меры по развитию парка воздушных судов и качества услуг, а также активная маркетинговая политика позволили обеспечить рост пассажирооборота в прошлом году на 21,6%. Тем не менее отставание по этому показателю допустили организации городского электрического транспорта и метрополитена (95,9%), Белорусская магистраль (97,9%). К примеру, на железнодорожном транспорте пассажирооборот в прошлом году снизился по всем видам сообщений – городскому, региональному (эконом- и бизнес-класса) и межрегиональному, международному.
В целом рост пассажирооборота обеспечен в четырех областях Беларуси (за исключением Гомельской и Гродненской) и Минске. В нынешнем году большая ответственность возлагается на транспортные организации (особенно на столицу) за качественную подготовку пассажирских перевозок во время проведения II Европейских игр в 2019 году.
Министр обратил внимание участников коллегии, что норматив снижения уровня затрат на производство и реализацию продукции (работ и услуг) в отрасли выполнен. Его достигли Белорусская магистраль, авиационные организации и предприятия водного транспорта, а также промышленные. Рост уровня затрат допущен на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Министерством транспорта и коммуникаций реализуются мероприятия Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы.
Оценивая работу Белорусской магистрали, Анатолий Сивак акцентировал внимание на развитии перевозок грузов в контейнерах в направлении Китай – Европа – Китай. Их объем за прошедший год увеличился в 1,7 раза и составил 245 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.
В 2017 году завершена реализация инвестиционного проекта по электрификации направления Молодечно – Гудогай – госграница. Ранее выполнен аналогичный проект на участке магистрали Гомель – Жлобин – Осиповичи. В нынешнем году необходимо продолжить развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и приступить к 3-й очереди электрификации участка Жлобин – Калинковичи.
Большие изменения произошли в части обновления подвижного состава. В рамках инвестиционного проекта за счет кредитных ресурсов Экспортно-импортного банка Китая в минувшем году приобретено 16 электровозов. В перспективе, по мнению министра, численность универсального подвижного состава должна соответствовать заявленным объемам погрузки.
На Белорусской магистрали с учетом возрастающего объема транзитных перевозок в направлении Восток – Запад необходимо принимать меры по развитию пропускной способности транспортной и логистической инфраструктуры. В частности, совместно с Министерством иностранных дел, Государственными таможенным и пограничным комитетами в нынешнем году целесообразно возобновить деятельность пограничного перехода Высоко-Литовск – Черемха.
Кроме того, для повышения эффективности работы Белорусской железной дороги и увеличения ее инвестиционного потенциала Министерству антимонопольного регулирования и торговли совместно с причастными структурами необходимо выработать сбалансированную тарифную политику на перевозки грузов железнодорожным транспортом, в том числе с учетом проводимой политики по дедолларизации.
Об итогах работы в прошлом году и основных направлениях повышения конкурентоспособности в 2018-м говорил на заседании коллегии начальник Могилевского отделения Александр Моисеев. Он отметил, что в отделении выросли объемы перевозки грузов, улучшено качество обслуживания пассажиров. Все 23 обособленных структурных подразделения сработали с положительной рентабельностью.
Могилевским отделением перевезено более 49 млн. тонн грузов (33% в общем объеме Белорусской магистрали). Показатель «тарифный грузооборот» – лучший за последние 11 лет (126,8%). Выросли перевозки в транзите, ввозе, вывозе и во внутриреспубликанском сообщении. Основной грузоотправитель – ОАО «Беларуськалий» – обеспечил погрузку 13,8 млн. тонн грузов (рост составил 15%). Также больше перевезено продукции цементных предприятий, нефтепродуктов, лесных грузов. В 1,6 раза вырос объем погрузки грузов в контейнерах и составил 14,3 тыс. единиц.
Определенная работа проведена в области пассажирских перевозок. Введены в обращение новые маршруты поездов региональных линий бизнес-класса в сообщении Могилев – Гомель и Могилев – Полоцк (через Витебск) с использованием современного подвижного состава, а также Кричев – Орша – Могилев.
В нынешнем году, как отметил начальник отделения, приоритетными направлениями развития будут обеспечение роста объемов перевозок, наращивание экспорта услуг, эффективное и рациональное использование материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов, а также оптимизация затрат.
Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак остановился на основных задачах развития всех предприятий отрасли. Большое внимание необходимо уделить повышению конкурентоспособности и эффективности всех видов транспорта, особенно пассажирского. Он отметил, что 2018-й – третий год пятилетки, в процессе которого необходимо обеспечить устойчивую работу всей транспортной системы при условии соблюдения уровня безопасности и охраны окружающей среды.
Поставлены задачи повышения качества и конкурентоспособности оказываемых услуг и производимых товаров. Необходимо усилить требования к технологической, исполнительской и трудовой дисциплине, при этом увеличить производительность труда. Также следует позаботиться о привлечении инвестиций и информационно-коммуникационных технологий в отрасль. В системе Минтранса ставку необходимо делать на привлечение высококлассных специалистов, труд которых должен оплачиваться достойно. К примеру, за декабрь уровень среднемесячной зарплаты в отрасли по виду деятельности «транспорт, складирование, почтовая и курьерская деятельность» составил 1101 рубль.
Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Калинин положительно оценил работу транспортного комплекса страны в 2017 году. Организации Минтранса обеспечили устойчивую и стабильную деятельность. Он также выразил уверенность, что взятый темп они сохранят и в нынешнем году.
Юрий
ФЕДОРЕНКО