Август
Чт
05
2021

Северный переулок: эхо истории

В Минске немало мест, связанных с историей Белорусской железной дороги. Одно из них – переулок Северный, который расположен почти в центре столицы. Он находится на природной возвышенности и потому обособлен от жизни современного города. Человеку, попавшему туда впервые, есть чему удивиться: он словно на машине времени вернулся в прошлое.

Семья Константина Акимовича Андриевского (начало ХХ века)

История столичных предместий железнодорожников начиналась в 1870-х годах – в разгар строительства участка Либаво-Роменской железной дороги. Вдоль стальной магистрали в Минске быстро начинают возникать Нижняя и Верхняя Ляховка, Уборки, Добрые Мысли, Грушевка, в начале ХХ века – Северный переулок. Формировался он как часть предместья Плещанка (или Лютеранского). Почти в центре там находилось лютеранское кладбище с кирхой Святого Николая, возведенной в 1846 году. Храм не сохранился, а на месте бывшего кладбища на пересечении современных улиц К. Либкнехта и П. Куприянова сегодня располагается сквер.
Различные предположения есть и по поводу названия переулка. Кто-то склоняется к версии, что оно связано с географическим расположением – переулок действительно ориентирован с юга на север. Кто-то считает, что название могло обозначать какую-нибудь окраину застройки, например, района при железной дороге или железнодорожной развязке. Среди жителей переулка существует легенда: название ему дал запасной агент службы движения Либаво-Роменской железной дороги Адам Степанович Язвинский, дворянин, который в 1903 году построил здесь один из первых домов.
В конце XIX – начале XX века Северный переулок был границей двух кварталов и имел 40 участков. Застройку организовали в соответствии с нормами, предусмотренными «Строительными уставами» того времени: между домами выдерживались десятисаженные противопожарные разрывы, все хозяйственные постройки располагались в глубине участков. Жили здесь и дворяне, и мещане, и крестьяне.

Дом № 12 в Северном переулке

Много домов сдавалось владельцами квартирантам, большинство из которых являлись рабочими и служащими Либаво-Роменской железной дороги. Трудиться на стальной магистрали было престижно. К примеру, железнодорожники имели ряд льгот: гарантированный, с оплатой ежегодный отпуск, право бесплатного проезда по железной дороге, форменное обмундирование, квартирные льготы.
В 1897 году в Минске насчитывалось 345 служащих-железнодорожников. Основную массу составляли телеграфисты, счетоводы, кассиры, конторщики и т. д.
Но уже в 1911-м только в Управлении Либаво-Роменской железной дороги было занято 994 человека. Среднемесячный заработок их составлял 96 рублей.
В Управление набирали наиболее способных, надежных и опытных специалистов, чей труд оценивался втрое выше средних служащих на линии. Месячный заработок железнодорожных рабочих в 1911 году составлял не менее 32 рублей, и это тогда, когда минский заводской рабочий получал в среднем 15,2 рубля.

Образец специальной резьбы подзора дома № 22

Железная дорога открыла мир белорусам и белорусов миру. В годы, когда строились первые дома в Северном переулке, на магистрали трудились известные белорусские литераторы: Янка Лучина, Владислав Голубок, Карусь Каганец, Альберт Павлович. Служащие-железнодорожники играли важную роль в политической, социальной и культурной жизни города. Многие из них входили в состав народнических эсеровских кружков, принимали активное участие в революции 1905 – 1907 годов.
Значительные изменения, которые коснулись ландшафта и построек переулка, произошли в 1960 – 1970 годах, при расширении улицы К. Цеткин и проспекта Дзержинского. В результате значительная часть возвышенности, на которой размещался Северный с участками и домами, была уничтожена. В конце ХХ века количество построек здесь сократилось почти вдвое, а территория с восточной и южной сторон оказалась ограниченной искусственно созданными обрывистыми склонами.
Первые решения о сохранении исторического ансамбля приняли в конце ХХ века – в 1990 году все дома по переулку решением Мингорисполкома были включены в перечень объектов, подлежащих сохранению. В 2005 году был составлен проект охранных зон Северного переулка, а в 2007-м комплексу деревянной постройки придали статус историко-культурной ценности. Дома, сохранившиеся до наших дней, были построены в 1904 – 1940 годах. В некоторых из них живут потомки тех людей, которые их возводили. К примеру, владелец дома № 14, Георгий Савватьевич Шевченко, рассказывает, что строил дом его прадед Николай Ярош – служащий Либаво-Роменской железной дороги. «Савватьевич», как его называют немногочисленные жители переулка, бережет портреты своих прадеда и прабабки. Дед Георгия Савватьевича Николай был священником и служил в деревянной Свято-Казанской церкви, которую построили на пожертвования железнодорожников.

Ландшафтная особенность переулка — расположение застройки на возвышенности

Дом под номером № 18 1910 года постройки. Строил его Константин Акимович Андриевский – также служащий железной дороги. У Константина Акимовича и его жены Людмилы Антоновны было четверо детей – две дочери (Мелиция и Тамара) и два сына (Дмитрий и Алексей). Мелиция с семьей осталась жить в правой половине дома, Тамара – в левой. Сегодня живут здесь их дети.
Сейчас Северный переулок – последний пример минской деревянной застройки начала ХХ века, который сохранился в комплексе. Остальные, некогда многочисленные, железнодорожные предместья практически не сохранились. Сегодня этот ансамбль не только позволяет узнать о том, какой белорусская столица была раньше. Здесь можно окунуться и в железнодорожное прошлое, свидетельства которого свято хранят в каждом доме.

Наталия ГЕРМАЦКАЯ,
старший хранитель фондов Музея истории
Белорусской железной дороги Центра научно-технической информации

Яндекс.Метрика